• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Архитектура и дизайн: что возьмем в будущее?


«Студия Luxury дизайна»

В начале года все стремятся заглянуть в будущее, узнать, как будет развиваться, например, архитектура, как будут выглядеть города и прочее. Своим видением и прогнозами со «Стройгазетой» поделились дизайнер, глава «Студии Luxury дизайна» Елена Крылова и архитектор, руководитель компании ARD-studio Маргарита Шаткова.

– С какими вызовами сталкивается современная архитектура?


– Архитектура отражает мировые процессы и тренды, причем глобальный из них – мы все живем в эпоху перемен. Турбулентность уже успел прочувствовать на себе весь мир. Другими вызовами можно считать быстро растущее население, это больше относится к Африке и Азии, деколонизацию и почти непрерывные миграционные потоки. Кроме того, перед всем миром уже не первый год стоит задача сбережения ресурсов, переработки материалов и, в целом, бережного отношения к экологии. В ответ, архитектура, как и дизайн или мода, формируют актуальные тренды, которые преломляются по-разному. Самый заметный и долгоиграющий – экологическая повестка. Не менее значимы инновационные технологии, которые внесли революционные изменения в архитектурную практику. Это, прежде всего, информационное моделирование зданий (BIM) и 3D-печать, роботизированное строительство и умный дизайн с использованием ИИ.



Очень востребована устойчивая архитектура, суть тренда – повышение эффективности использования материалов, энергии, пространства для застройки и экосистемы в целом. При проектировании и застройке внедряются технологии passivhaus, используются возобновляемые материалы и энергии, а также применяются зеленые технологии. Яркими примерами реализованных трендов являются жилой комплекс The Silo в Копенгагене, и комплекс Valley в Амстердаме. Первый – футуристичный дом, перестроенный из массивного зернового элеватора, проект датского бюро COBE. На крыше здания действует ресторан с панорамными видами, а на первом этаже event-площадка. Сквозь бетонную поверхность элеватора на улицу выходят высокие панорамные окна с балконами, обшитые снаружи фасетными панелями из оцинкованной стали. Они не только в корне меняют облик здания, но и утепляют фасад, и экономят затраты на обогрев. Проект Valley авторства бюро MVRDV объединяет 200 квартир, офисы, магазины, общепит, культурные точки. Он имеет особенность: у трех башен (высотой 67, 81 и 100 м) на уровне четвертого и пятого этажа спланирована круглогодичная зеленая рекреация. Комплекс оснащен умной системой управления сенсорного типа, которая согласует потребление энергии с реальными пользовательскими запросами. По сравнению с традиционными она эффективнее более чем на 30%.


– Сегодня нередко говорят, что раньше архитектура была интереснее, эстетичнее. Зачастую в современных сооружениях отсутствует вертикаль, как центр объединяющий композицию…


– Это не так, потому что в таком случае мы отрицаем любой прогресс, который достигнут за эти годы. Хотя доля истины в этом есть. Очень часто в разработке архитектурного проекта превалирует геометрия, а теплота человеческого таланта уходит на второй, если не на третий план. Под геометрией я имею в виду параметрическое моделирование и ChatGPT. Строгость линий и абсолютная симметрия, конечно, манящий идеал. Но любое здание должно составлять композицию с окружающей средой и опираться на природные линии. Именно при этих условиях объект становится гармоничным и одухотворенным. Это законы, по которым живет настоящая архитектура. И в контексте современной жизни творить по ним можно. Доказательством будет 118- этажный небоскреб Merdeka в Куала-Лумпуре, спроектированный австралийской фирмой Fender Katsalidis. Это второе по высоте здание в мире, уступающее только башне Бурдж-Халифа. Небоскреб увенчан шпилем и примечателен треугольным граненым фасадом, созданным с опорой на образцы традиционного малазийского искусства. Здесь расположены офисы, отели и объекты торговли, а также обсерватория и две смотровые площадки, самые высокие на сегодня в Юго-Восточной Азии. Также признаками хорошей архитектуры является культурная общность поколений, которая в проекте видна невооруженным глазом. Ведь архитектор, в некотором роде, хранитель смысла, памяти и наследия.



В чем связь современных архитекторов и сегодняшней эстетики с мастерами прошлого, с традициями, с наследием? В объединении передовых технологий с историческими штрихами, с элементами культурного кода региона или страны. В результате переосмысления этих ценностей создается что-то уникальное и при этом адекватное времени. Эту мысль легко проиллюстрирует Смитсоновский Национальный музей афроамериканской истории и культуры – работа архитектора Дэвида Аджайе. В дизайне явно использованы национальные мотивы африканского племени йоруба: очертания здания напоминают перевернутый зиккурат, а фасад украшен ажурными алюминиевыми панелями темно-бронзового цвета, узоры стилизованы под ручную ковку. Связь традиционного прошлого и современности налицо.


– Венецианское биеннале самый значимый форум в мире архитектуры. Какие темы были заявлены на 2024 год, какие проекты устремлены в будущее?


– Биеннале, действительно, высвечивает спектр проблем, намечает пути решения, формирует послание всему мировому архитектурному сообществу о том, что архитектура – это общемировая история и планета у нас одна. Идеи обустройства городов могут совпадать и в Европе, и в Азии, и в Африке. Например, Япония в рамках экспозиции своего павильона призвала гостей биеннале и просто землян удивляться архитектуре и общим физическим пространствам. Представители страны вообще считают, что искусство музыки в камне – это то, что нужно любить. Как место, как высокое мастерство и даже как живое существо. И вот как на этот призыв ответили мастера из Франции. На севере Парижа после реконструкции недавно открылся проект Halles Pouchard, авторы Патрик Берже и Жак Анзиутти. Бывшая промзона была преобразована в инновационное общественное пространство. Здесь на площади 100 тыс. кв. метров разместились отель, театр, художественные галереи и рестораны.



Германия на биеннале сосредоточилась на использованных материалах, точнее их переработке. В своем павильоне немцы разбирали строительный мусор, сортировали и пускали его в дело. Словно бы говоря этим, что сегодня строить можно из переработанного пластика, тетрапака или конопляных панелей, а также из мицелия грибов. Будущее, похоже, наступило. Ассортимент строительных материалов расширился настолько, что в это трудно поверить, а сами дома могут создаваться и без участия человека, с помощью гигантских 3D-принтеров.


– Сегодняшняя цивилизация – это цивилизация городов. Как будут эволюционировать города с точки зрения архитектуры?


– Результат градостроительной деятельности – это создание городской среды. При этом на ее формирование всегда влияют технологии, в том числе транспортные, социальная культура и потребности города. В целом формированием комфортной среды для жителей занимается урбанистика, органичной частью которой и является архитектура. Сегодня урбанистический подход распространяется и на пригороды. Не надо быть пророком, чтобы предсказать основную парадигму развития больших и даже малых поселений: устойчивая архитектура в отношении ресурсов, энергии и пространства. Как следствие, создание эффективной инфраструктуры и эко-дизайн. Это также означает интеграцию зеленых зон и водных объектов в городскую среду. В таком городе хорошо развита система общественного транспорта и легко передвигаться пешеходам и велосипедистам, а кое-где и яхсменам. Различные аспекты городской среды – от экологии и устойчивости до социокультурной среды и экономических возможностей тщательно сбалансированы. Город от модели центра скопления людей, которые функционируют по расписанию, будет уходить к модели союза между человеком и миром природы. В постройках, зданиях и сооружениях будет учитываться разнообразие культур, традиций для всех жителей города. Актуальность этой идеи доказывает проект Sluishuis, архитектурного бюро BIG, многоквартирный дом на 442 квартиры самых разных планировок. Проект, который связал водный и городской ландшафт в общий контекст, сделав жизнь человека у воды удобной. Обращает внимание интересная архитектурная деталь – алюминиевый фасад, похожий на нос корабля, который выдается над водной поверхностью. В этой части здания спроектирован вход малых судов во внутреннюю гавань. Здесь находится центр водных видов спорта с парусной школой и ресторан. Проект можно считать устойчивым, ведь жилой комплекс характеризуется высокой энергоэффективностью. Потребность Sluishuis в энергозатратах минимальна, так как архитекторы предусмотрели современные методы изоляции, тройное остекление и рекуперацию тепла от системы вентиляции. Энергопотребление здания полностью обеспечивается солнечными панелями.


– Вопрос Елене Крыловой. Как дизайнеру может пригодиться знание трендов в архитектуре? Верно ли, что архитектура – своего рода источник для творчества дизайнера?


– Абсолютно так. Перед дизайнером также стоит задача создания гармонии внешнего и внутреннего. Интерьер всегда продолжает концепцию экстерьера, они связаны напрямую, и без знания архитектурных трендов и понимания стилевых особенностей дизайнер не сможет творить. Так что не ошибусь, если скажу, что в дизайне все начинается с архитектуры.


Source: https://oaoo.ru/arh/arhitektyra-i-dizain-chto-vozmem-v-bydyshee.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Производственное арт-пространство: разработан проект модернизации промышленного здания в Волжском

Даниил Анненков Архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) разработало проект обновления внешнего облика цеха Волжского трубного завода (ВТЗ). Заказчик уверен,...

От «России» до «Британки»: здание Московского телеграфа на Тверской возвращается городу

Центральный телеграф — один из символов российской столицы, формирующий начало главной улицы города. Под знаменитым глобусом назначали свидания,...

Бордюры и поребрики — не единственное различие в архитектуре двух столиц

Экватор на архитектурной биеннале в Петербурге выдался жарким: градостроительное сообщество горячо встретило в Российском этнографическом музее главного архитектора...

Мозаика Юга России: завершается прием работ на Всероссийский открытый фотоконкурс

Shutterstock/FOTODOM Всероссийский открытый фотоконкурс «Мозаика Юга России» стартовал в рамках масштабного проекта «Монументальная мозаика Юга России» — победителя...

В Москве отреставрируют усадьбу Мусина-Пушкина

фото: pastvu.com Московский государственный строительный университет известен не только выпускниками и тем вкладом, который вуз вносит в развитие...

Таким и останется: облик универмага на Красной Пресне признан городской ценностью

Mos.ru Мосгорнаследием утвержден предмет охраны универмага на Красной Пресне (дом 48/2, строение 2) — перечень значимых исторических элементов...

Цифровая крепость: ключевые принципы и актуальные тренды проектирования и строительства ЦОДов в России

Арканика Никита ВЫХОДЦЕВ, руководитель и основатель архитектурной мастерской «Арканика» Ежедневный объем генерируемых в мире данных уже превысил 328...

«Окна-картины»: фасады нового корпуса Третьяковки украсили репродукциями шедевров русских художников

АГН «Москва» В мае Третьяковская галерея отметила день рождения — 166 лет назад Павел Третьяков приобрел первые полотна...

Все выше, выше и выше: в «Москве-Сити» появится очередной небоскреб-рекордсмен

Галс-Девелопмент Новой столичной доминантой станет 400-метровая 80-этажная башня на кромке Пресненской набережной рядом с мостом «Багратион». Пока безымянный...

Будущие достопримечательности столицы – проекты с уникальной архитектурой

Александр Авилов/ АГН “Москва” Среди десятков тысяч зданий каждой эпохи в народной памяти остаются лишь единицы. Обычно они...

Парк игрушки: фестиваль «Архстояние детское» 2024 объявил хедлайнера

kids.stoyanie.ru Фестиваль современного искусства для всей семьи «Архстояние Детское» в 2024 году отмечает 10-летие. Тема фестиваля — «С...

Вписать ювелирно: как архитекторам приходится соответствовать процессам обновления жилфонда

Архитектурная мастерская Кашириных Игорь КАШИРИН, глава архитектурной мастерской Кашириных: Столичная программа реновации действительно очень масштабная и рассчитана на...

ДНК города: как локальная идентичность отражается в дизайне общественных пространств

blokstudio.ru 8 сентября завершился форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030». Фестивальные площадки, среди которых «Лужники» и парк Зарядье, работали...

От гужевой повозки до электробуса: музей московского транспорта «пропишется» в гараже Мельникова

В конце 2024 года в свой новый, постоянный дом на Новорязанской улице, 27, переедет Музей городского транспорта Москвы....

В поисках баланса: архитектурное решение способно как увеличить «продаваемость» недвижимости, так и снизить ее привлекательность

Shutterstock/FOTODOM Ирина ГУЩИНА, основатель архитектурно-брендингового бюро «Бусы»: Спор сторонников индивидуальной архитектуры и стандартных проектов так же вечен, как...

Дизайн мышления: как создать креативную среду в офисе?

Поляшова Екатерина Алексей ЗАРОДОВ, партнер архитектурного бюро Syntaxis: Офис — уже давно не просто помещение для сотрудников компаний,...

Архитектура и дизайн: что возьмем в будущее?

«Студия Luxury дизайна» В начале года все стремятся заглянуть в будущее, узнать, как будет развиваться, например, архитектура, как...

Сергей Кузнецов: новый квартал на Пресне станет квинтэссенцией места

Компания Forma презентовала в Москве крупнейший премиальный проект в 2022 году – городской квартал Republic на Пресненском Валу....

Посмотреть на город другими глазами: подведены итоги Всероссийского архитектурного конкурса в Нарьян-Маре

Оргкомитет конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» — первый и в своем роде уникальный конкурс, проходивший на территории Ненецкого...

Русские горки: заработал один из самых необычных павильонов «Ораниенбаума», но без императорского аттракциона

Shutterstock/FOTODOM В Государственном музее-заповеднике (ГМЗ) «Петергоф» после реставрации открылся «Павильон Катальной горки», входящий в состав дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»....