• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Архитектура после санкций: создает ли проблемы уход западных архбюро из России


фото: MR Group, ЖК Jois

Прошло больше полутора лет с момента, когда топовые зарубежные архитекторы начали покидать российский рынок проектирования. Директор по продукту компании MR Group Жанна Махова поделилась со «Стройгазетой» предварительными итогами этого процесса и объяснила, почему принципиальных проблем у застройщиков не возникло.

Весной и летом 2022 года Россию начали покидать международные архитектурные бюро из-за санкций и имиджевых причин. Российский рынок проектирования покинули Zaha Hadid Architects, David Chipperfield Architects, Herzog & de Meuron, Foster + Partners, UNStudio, Nikken Sekkei и другие. Некоторые из них бросали работу над уже запущенными проектами, даже в которых бюро стало победителем масштабного конкурса, как в случае с проектом Южный порт и Nikken Sekkei.

Конечно, было бы странным искать хоть что-то позитивное в уходе из России зарубежных архитекторов. Ослабление конкуренции всегда вредит рынку, ведь застройщики сегодня как никогда прежде связывают успех проекта новостройки с его архитектурной составляющей. Иностранные бренды и имена среди авторов — это всегда дополнительная продающая характеристика проекта, а также стимул для российских архитекторов быть на голову выше зарубежных конкурентов. В этих условиях девелоперу проще выбрать ликвидную архитектурную концепцию, которая сделает запоминающимся его продукт. Уход же зарубежных компаний этому не способствует. Но и преувеличивать значение западных архитектурных бюро на российском рынке, равно как и преуменьшать профессионализм российских команд, абсолютно неправильно.

Начнем с иностранцев. Несмотря на то, что их имена часто появлялись в процессе создания многих московских новостроек, в том числе знаковых, их реальная роль не всегда была решающей. Когда многие бюро объявили о своем уходе из России в 2022 году, застройщики сообщали, что архитекторы свою часть работы уже выполнили. На практике это означало то, что задействованы иностранцы были в основном в создании эскизной, концептуальной части проекта, тогда как доведением до готового продукта и его воплощением занимались российские подрядчики. Скажем, над реконструкцией Центрального телеграфа на Тверской работали ушедшие впоследствии из России британцы из David Chipperfield Architects (DCA) вместе с россиянами из APEX. Другое британское бюро LDA Design активно работало с российским институтом «Стрелка». Адаптацией проектов норвежцев из Snøhetta занимались российские проектировщики «Горка». Дом культуры ГЭС-2 вместе создали итальянцы из RPBW и российский APEX.

Иными словами, с одной стороны, проникновение иностранцев на российский рынок было ограниченным. С другой стороны, российские архитектурные бюро тесно взаимодействовали (и продолжают взаимодействовать) с международным архитектурным контекстом. С этой точки зрения многие бюро из России уже некорректно называть чисто российскими, так как они превратились в международные. У этого много причин.

Во-первых, российские архбюро постоянно участвовали в международных конкурсах. «Цимайло, Ляшенко, Партнеры», SPEECH, «Генпро» и другие титулованные бюро имеют большие портфолио проектов, победивших на конкурсах международного уровня. То есть российские архитекторы уже давно входят в число одних из лучших и актуальных проектировщиков в мире.

Во-вторых, команды российских бюро часто интернациональные и складывались в том числе из экспертов с международным образованием и опытом в архитектуре. Григорос Гавалидис из GAFA стажировался в Берлине и Лондоне, а затем работал в американских и европейских бюро. Главный архитектор мастерской «Генпро» Энди Сноу работал долгие годы в Англии над проектами, отмеченными международными наградами. Иными словами, кадровый состав российских бюро по своей сути также стал международным.

В-третьих, российские архбюро сами выходят на международный рынок, не собираясь концентрироваться исключительно на отечественных проектах. Прежде всего отмечу, что и до 2022 года российские архитекторы активно работали за рубежом. В частности, упомянутая выше мастерская «Генпро» работала над реконструкцией небоскреба The Crown Building на Манхэттене в Нью-Йорке. Бюро «Меганом» Юрия Григоряна проектировало знаковый небоскреб в Нью-Йорке 262 Fifth – один из самых высоких в городе.

Теперь россияне будут выходить на рынки проектирования в странах СНГ, а также Азии. Так, о запуске филиалов в Бишкеке и Дубае сообщило бюро IND architects. APEX открывает представительство в Алматы, а ATRIUM – в ОАЭ. Это значит, что конкуренция с западными архитекторами, которая, безусловно, взаимно обогащает наших и зарубежных экспертов, будет продолжаться. Российская архитектурная традиция, таким образом, не будет изолированной. Кстати, в начале декабря в Казани на международном архитектурно-строительном форуме мэр города предложили создать объединение архитекторов стран БРИКС. Если эта идея будет реализована, то на российский рынок придут архитектуры из Азии и стран Латинской Америки.

Таким образом, уход западных архитектурных бюро не остановил креативный процесс в России. Прежде всего потому, что российская архитектура уже стала частью международного контекста, и изолировать её не удастся. Более того, амбиции российских мастеров за последние два года даже выросли – они выходят на рынки ближнего и дальнего зарубежья, а российские проекты нисколько не стали хуже за это время.


Source: https://lib.zaplata.ru/arh/arhitektyra-posle-sankcii-sozdaet-li-problemy-yhod-zapadnyh-arhburo-iz-rossii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

«Маяк» ислама: мечеть в Казани будет построена в виде священного камня Каабы

Бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» Возведение соборной мечети в столице Татарстана приурочено к 1100-летию принятия ислама в России....

Число новостроек со стилобатом в Москве за десять лет выросло в четыре раза

Одним из главных архитектурных трендов последних лет стало строительство жилых и апарт-комплексов на стилобате – функциональной наземной платформе....

Дорогой Кассандры: в Никола-Ленивце «играли в предсказания»

Алексей Народицкий/ Арт-парк Никола-Ленивец В арт-парке Никола-Ленивец (Дзержинский район Калужской области) прошел ежегодный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», на...

Путевка на БАМ: в России появится пять памятников строителям легендарной магистрали

Институт Генплана Москвы Стали известны победители открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала, посвященного строителям Байкало-Амурской...

«Штурвалы» на фасадах, подземные этажи и мобильное озеленение: как формируются офисные креативные пространства Москвы

«БКЛ Недвижимость» В конце XIX — начале XX века в стране произошла промышленная революция. Ее референсы до сих...

Динамичная архитектура – «танцующие» здания мира

«Танцующие» здания – так называют дома, которые за счет специфических форм выглядят подвижными – редкое и необычное явление...

Птица над морем: аэропорт Геленджика отметили на «Зодчестве»

Новый аэропорт Геленджика получил «Хрустального Дедала» — главный приз XXXI Международного фестиваля «Зодчество». Гран-при из рук президента Союза...

Бордюры и поребрики — не единственное различие в архитектуре двух столиц

Экватор на архитектурной биеннале в Петербурге выдался жарким: градостроительное сообщество горячо встретило в Российском этнографическом музее главного архитектора...

И ресторан на крыше: в Москве отреставрируют самый ранний проект Константина Мельникова

МИРА центр Начались работы по реставрации здания конторы Новосухаревского рынка, спроектированной архитектором Константином Мельниковым. Это его самая ранняя...

Цифровая крепость: ключевые принципы и актуальные тренды проектирования и строительства ЦОДов в России

Арканика Никита ВЫХОДЦЕВ, руководитель и основатель архитектурной мастерской «Арканика» Ежедневный объем генерируемых в мире данных уже превысил 328...

С пользой для дела: с 22 по 25 мая в столице пройдет XXIX Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы В этом году участников и посетителей мероприятия ждет большая насыщенная программа: просветительские и...

От гужевой повозки до электробуса: музей московского транспорта «пропишется» в гараже Мельникова

В конце 2024 года в свой новый, постоянный дом на Новорязанской улице, 27, переедет Музей городского транспорта Москвы....

ДНК города: как локальная идентичность отражается в дизайне общественных пространств

blokstudio.ru 8 сентября завершился форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030». Фестивальные площадки, среди которых «Лужники» и парк Зарядье, работали...

Свет Севера: как подсветить архитектуру проекта, не жертвуя комфортом

FORMA Архитектурная подсветка зданий становится более деликатной, это мировой тренд. Считается, что горожанин имеет право видеть звезды и...

Архитектурные доминанты округов Москвы

На первичном рынке «старой» Москвы представлено 380 проектов. Многие из них обладают запоминающейся архитектурой, но лишь единицы способны...

Так есть ли счастье? Узнать это можно будет на фестивале «Архстояние»

Пресс-служба фестиваля «Архстояние» Подведены итоги Международного открытого конкурса на создание авторского проекта к фестивалю «Архстояние», который пройдет в...

В поисках баланса: архитектурное решение способно как увеличить «продаваемость» недвижимости, так и снизить ее привлекательность

Shutterstock/FOTODOM Ирина ГУЩИНА, основатель архитектурно-брендингового бюро «Бусы»: Спор сторонников индивидуальной архитектуры и стандартных проектов так же вечен, как...

«Дерево знаний»: к алтайскому филиалу РАНХиГС пристроили здание, которое сможет «разрастаться»

dering.ru Новый учебный корпус Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в Барнауле, спроектированный творческой...

Русские горки: заработал один из самых необычных павильонов «Ораниенбаума», но без императорского аттракциона

Shutterstock/FOTODOM В Государственном музее-заповеднике (ГМЗ) «Петергоф» после реставрации открылся «Павильон Катальной горки», входящий в состав дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»....

О людях и эпохе: нестандартный взгляд на историю возведения московского Сити

Фото предоставлено Александром Гусевым У каждого архитектурно и технологически интересного и знакового объекта всегда есть своя занимательная история....