• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Архитектура после санкций: создает ли проблемы уход западных архбюро из России


фото: MR Group, ЖК Jois

Прошло больше полутора лет с момента, когда топовые зарубежные архитекторы начали покидать российский рынок проектирования. Директор по продукту компании MR Group Жанна Махова поделилась со «Стройгазетой» предварительными итогами этого процесса и объяснила, почему принципиальных проблем у застройщиков не возникло.

Весной и летом 2022 года Россию начали покидать международные архитектурные бюро из-за санкций и имиджевых причин. Российский рынок проектирования покинули Zaha Hadid Architects, David Chipperfield Architects, Herzog & de Meuron, Foster + Partners, UNStudio, Nikken Sekkei и другие. Некоторые из них бросали работу над уже запущенными проектами, даже в которых бюро стало победителем масштабного конкурса, как в случае с проектом Южный порт и Nikken Sekkei.

Конечно, было бы странным искать хоть что-то позитивное в уходе из России зарубежных архитекторов. Ослабление конкуренции всегда вредит рынку, ведь застройщики сегодня как никогда прежде связывают успех проекта новостройки с его архитектурной составляющей. Иностранные бренды и имена среди авторов — это всегда дополнительная продающая характеристика проекта, а также стимул для российских архитекторов быть на голову выше зарубежных конкурентов. В этих условиях девелоперу проще выбрать ликвидную архитектурную концепцию, которая сделает запоминающимся его продукт. Уход же зарубежных компаний этому не способствует. Но и преувеличивать значение западных архитектурных бюро на российском рынке, равно как и преуменьшать профессионализм российских команд, абсолютно неправильно.

Начнем с иностранцев. Несмотря на то, что их имена часто появлялись в процессе создания многих московских новостроек, в том числе знаковых, их реальная роль не всегда была решающей. Когда многие бюро объявили о своем уходе из России в 2022 году, застройщики сообщали, что архитекторы свою часть работы уже выполнили. На практике это означало то, что задействованы иностранцы были в основном в создании эскизной, концептуальной части проекта, тогда как доведением до готового продукта и его воплощением занимались российские подрядчики. Скажем, над реконструкцией Центрального телеграфа на Тверской работали ушедшие впоследствии из России британцы из David Chipperfield Architects (DCA) вместе с россиянами из APEX. Другое британское бюро LDA Design активно работало с российским институтом «Стрелка». Адаптацией проектов норвежцев из Snøhetta занимались российские проектировщики «Горка». Дом культуры ГЭС-2 вместе создали итальянцы из RPBW и российский APEX.

Иными словами, с одной стороны, проникновение иностранцев на российский рынок было ограниченным. С другой стороны, российские архитектурные бюро тесно взаимодействовали (и продолжают взаимодействовать) с международным архитектурным контекстом. С этой точки зрения многие бюро из России уже некорректно называть чисто российскими, так как они превратились в международные. У этого много причин.

Во-первых, российские архбюро постоянно участвовали в международных конкурсах. «Цимайло, Ляшенко, Партнеры», SPEECH, «Генпро» и другие титулованные бюро имеют большие портфолио проектов, победивших на конкурсах международного уровня. То есть российские архитекторы уже давно входят в число одних из лучших и актуальных проектировщиков в мире.

Во-вторых, команды российских бюро часто интернациональные и складывались в том числе из экспертов с международным образованием и опытом в архитектуре. Григорос Гавалидис из GAFA стажировался в Берлине и Лондоне, а затем работал в американских и европейских бюро. Главный архитектор мастерской «Генпро» Энди Сноу работал долгие годы в Англии над проектами, отмеченными международными наградами. Иными словами, кадровый состав российских бюро по своей сути также стал международным.

В-третьих, российские архбюро сами выходят на международный рынок, не собираясь концентрироваться исключительно на отечественных проектах. Прежде всего отмечу, что и до 2022 года российские архитекторы активно работали за рубежом. В частности, упомянутая выше мастерская «Генпро» работала над реконструкцией небоскреба The Crown Building на Манхэттене в Нью-Йорке. Бюро «Меганом» Юрия Григоряна проектировало знаковый небоскреб в Нью-Йорке 262 Fifth – один из самых высоких в городе.

Теперь россияне будут выходить на рынки проектирования в странах СНГ, а также Азии. Так, о запуске филиалов в Бишкеке и Дубае сообщило бюро IND architects. APEX открывает представительство в Алматы, а ATRIUM – в ОАЭ. Это значит, что конкуренция с западными архитекторами, которая, безусловно, взаимно обогащает наших и зарубежных экспертов, будет продолжаться. Российская архитектурная традиция, таким образом, не будет изолированной. Кстати, в начале декабря в Казани на международном архитектурно-строительном форуме мэр города предложили создать объединение архитекторов стран БРИКС. Если эта идея будет реализована, то на российский рынок придут архитектуры из Азии и стран Латинской Америки.

Таким образом, уход западных архитектурных бюро не остановил креативный процесс в России. Прежде всего потому, что российская архитектура уже стала частью международного контекста, и изолировать её не удастся. Более того, амбиции российских мастеров за последние два года даже выросли – они выходят на рынки ближнего и дальнего зарубежья, а российские проекты нисколько не стали хуже за это время.


Source: https://oaoo.ru/arh/arhitektyra-posle-sankcii-sozdaet-li-problemy-yhod-zapadnyh-arhburo-iz-rossii.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Форма следует за духом: «Золотая капитель» показала искусство архитектуры

Пресс-служба фестиваля «Золотая капитель» В Новосибирске подвели итоги XXVI Национального независимого архитектурного рейтинга «Золотая капитель 2022». Поскольку и...

Игра в предсказания: стали известны тема фестиваля «Архстояние-2023» и его главные авторы

Александра Гадеева С 28 по 30 июля в арт-парке Никола-Ленивец, расположенном на территории заповедника «Угра» в Калужской области,...

«МОСКВА. РЕАЛЬНОЕ»

ГМА им. Щусева С 30 июня по 4 сентября в Анфиладе Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева пройдет...

Для курорта в Приморье: объявлены результаты конкурса «РЕ:КРЕАЦИЯ»

Пресс-служба конкурса Открытый международный конкурс лучших архитектурных идей для нового круглогодичного курорта в Приморье «РЕ:КРЕАЦИЯ», о старте которого...

От «эффекта Бильбао» к «эффекту Нового Уренгоя»

бюро ARCHINFORM На ПМЭФ впервые представили масштабный проект «Яха-парка» от бюро ARCHINFORM В первый день ПМЭФа состоялось открытие...

Дизайн интерьера деревянного дома: идеи и рекомендации

Shutterstock/FOTODOM Тренд последних лет – это стремление людей уехать подальше от мегаполиса и соответственно купить или построить свое...

Здесь был ангел: есть ли жизнь в мегаполисе без искусства?

Оргкомитет конкурса STONE Art На ступенях офисного центра в Бумажном проезде на Белорусской приземлится ангел. Скульптура, предложенная художником-дизайнером...

Образование и пространство: где находится «сердце» современного учебного здания?

В прошлом году в России было построено свыше 250 новых школ, при этом типовых проектов среди них ничтожно...

Лучшее — детям: у столичных школ и садиков теперь есть свой дизайн-код

alia.moscow Московскими властями утверждены рекомендации по архитектурно-компоновочным и ландшафтным решениям для объектов инженерной инфраструктуры и объектов образования и...

Птица над морем: аэропорт Геленджика отметили на «Зодчестве»

Новый аэропорт Геленджика получил «Хрустального Дедала» — главный приз XXXI Международного фестиваля «Зодчество». Гран-при из рук президента Союза...

Знакомство с юбиляром: курской «Свече» больше 30 лет, а Курску — 990

Курск — удивительный город Центрального федерального округа, «Соловьиная» столица России. Он носит звание города воинской славы, хотя многие...

Как изменился подход к архитектуре станций метро

С 2011 по 2022 год в Москве открыли 109 станций метро — включая станции Московского центрального кольца (МЦК),...

С уважением к истории: вопросы сохранения ОКН рассмотрели на конкретных примерах

Пелагия Тихонова/ АГН «Москва» В рамках III Всероссийского съезда реставраторов, прошедшего в столичном Центре современного искусства «Винзавод», была...

Как птица Феникс: новое здание ИНИОН РАН сохранило исторический облик, но стало более современным и функциональным

Сергей Киселев/ АГН «Москва» В Москве завершилось восстановление сгоревшего семь лет назад здания Института научной информации по общественным...

Бесконечная лента: принцип морфинга стал основой двух новых высоток на юго-западе столицы

Архсовет Москвы Архитектурный совет Москвы одобрил концепцию строительства многофункционального жилого комплекса (ЖК) на улице Обручева, разработанную бюро KAMEN...

С наследием не расставайтесь! В Москве продолжаются масштабные реставрационные работы

АГН «Москва» Прошлый год был крайне продуктивным для столичных реставраторов. За год в Белокаменной обновили и сохранили свыше...

Архитектура all inclusive: картонный город и архитектурный бар встретили участников XXVIII Международной выставки-форума архитектуры и дизайна «АРХ Москва»

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы В этом году мероприятие в Гостином Дворе впервые официально позиционировалось как выставка-форум, делая...

В птичьем омуте: под Звенигородом появится курорт с домами на деревьях и не только

Т+Т Architects Рядом с подмосковным Звенигородом проектируется новый курортно-гостиничный комплекс — рекреационный мини-кластер общей площадью 5,33 гектара расположится...

Счастливые часов не наблюдают: в Никола-Ленивце прошел ежегодный фестиваль «Архстояние»

Валерий Ларионов Темой фестиваля этого года стал вечный вопрос: «Счастье есть?» В сложные времена человеку особенно не хватает...

Цифровая крепость: ключевые принципы и актуальные тренды проектирования и строительства ЦОДов в России

Арканика Никита ВЫХОДЦЕВ, руководитель и основатель архитектурной мастерской «Арканика» Ежедневный объем генерируемых в мире данных уже превысил 328...