Приведения, конфеты и высокие технологии: обычная история необычного дворца в Рамони


Shutterstock/FOTODOM

Дворец Ольденбургских — уникальное место и для тех, кто интересуется строительством, и для любителей истории, и для искателей мистики. Находится он в Рамони Воронежской области. Когда мы дарим своим детям конструктор, мы и не задумываемся, что в XIX веке такие подарки считались царскими. Правда, в другом масштабе.


Необычный строительный конструктор

В 1879 году император Александр II подарил своей племяннице Евгении Ольденбургской Рамонь: 8 тыс. гектаров распаханного чернозема, имение и завод — вот что досталось принцессе, но в «разобранном» виде. Пять лет ушло на то, чтобы привести в порядок сахарный завод, впятеро увеличив производство, затем еще четыре года — на возведение подобающего имения. А в 1900 году завод переоборудовали в кондитерскую фабрику, производившую 400 наименований сладостей.

Евгения Ольденбургская получила земли в 33 года. Можно было предположить, что это был подарок на десятилетие свадьбы с принцем Ольденбургским, но есть информация, что поводом стало то, как она проявила себя во время Русско-турецкой войны (1877-1878): принцесса не только жертвовала деньги на лечение раненых, но и контролировала закупки, взаимодействовала с сестрами милосердия, проверяла, чтобы в больницах всегда были необходимые лекарства.

Комфорт и продуманность

Дворец, построенный принцессой Евгенией Максимилиановной, до сих пор поражает обилием инновационных на тот момент проектов. Например, во дворце была система отопления: почти три года ушло на возведение стен метровой толщины с полым пространством внутри, по которому теплый воздух поступал от находившейся в подвале печи. Предусмотрительно был выбран цвет кирпича: красный намного быстрее прогревался, дольше держал тепло, обеспечивая во дворце комфортную температуру. Параллельно проходили лабиринты дымоходов и водопроводные трубы. Кстати, обслуживание такой системы не требовало особых затрат. Дополнительным источником тепла были камины, имевшие также и «ароматическую» функцию: топить было принято дровами фруктовых деревьев.

Была еще одна поражающая изобретательностью «деревянная» задумка: дубовая лестница на верхние этажи была выверена по высоте и ширине ступенек так, чтобы в бальных платьях можно было спускаться, не наступая на подол юбки. Однако говорят, что человеку, привыкшему сутулиться, будет предельно неудобно спускаться вниз и даже придется выпрямить спину, иначе есть риск упасть.

И последним удивительным «ноу-хау» считают устройство, позволившее навсегда забыть во дворце о насекомых и грызунах. Можно, конечно, сослаться на мистику: мол, у дворца темная энергетика, и его все живое обходит стороной… Но дело не в этом: изнутри стены были обиты верблюжьей шерстью, не только удерживавшей тепло, но и отпугивавшей своим запахом комаров, тараканов и иную живность.

И себе, и людям

Нарядная псевдоготика — разве что так можно обозначить архитектурный стиль дворца: тут и витые чугунные ворота, и стеклянная веранда с вкраплениями металлической проволоки, и красный кирпич, и узкие окна, и башни с зубцами… Черты, присущие замку. Но для замка — слишком обильно, а для дворца — бедновато. Конюшня, кстати, выглядела настолько нарядно, что в советское время ее переоборудовали в Дом культуры.

На территории были своя водонапорная башня, ворота с курантами и лютеранским крестом, отдельный корпус для слуг знатных гостей замка. Повезло и жителям имения: там построили школу и больницу, а для работников завода и фабрики — общежитие и столовую. А еще с расширением производства в 1901 году была проложена железнодорожная ветка «Рамонь—ст. Графская».

Заяц, ты меня слышишь?

По слухам, в одной из башен замка такая акустика, что малейший шорох, скрип или шепот будут слышны во всех комнатах на всех этажах. И вообще, комната рядом с кабинетом хозяйки называлась «ухо»: из этого помещения можно было услышать все, что происходило во дворце. Есть и еще одна комната, музыкальная, она сохранилась до наших времен. В разных частях комнаты голос звучит по-разному. А происходящего за стеной абсолютно не слышно.

Призрачные обитатели

Такому дворцу негоже иметь всего одного призрака. Итак, знакомимся со всеми. Завывания из подвала приписывались слугам: то ли их живьем скармливали диким зверям, то ли увлекавшийся спиритизмом сын принцессы Петр Александрович ставил над ними опыты. Но с этой историей все просто: принцесса очень любила охоту, и если доводилось убить медведицу, медвежат до весны содержали в теплом подвале, а затем выпускали на волю.

Призрак служанки, «Белая девушка», по слухам, являлся и самой принцессе, и другим. Девушку как-то отправили встречать гостей на улице, где она продрогла, заболела и вскоре после этого скончалась. Последними ее словами были: «За что вы меня?» После этого ее призрак и поселился в теплых стенах дворца.

Еще одна обитательница — «Дама в черной вуали». Полагают, что это прижизненный призрак принцессы. Дама поцеловала в губы управляющего, тот сразу почувствовал себя плохо; его смелый сын Сережа сорвал вуаль с привидения — и оно исчезло. В этот момент в имение приехала настоящая принцесса. Услышав эту историю, Евгения Ольденбургская решила обеспечить образование мальчика — Сергея Мосина, ставшего со временем конструктором стрелкового оружия. Правда, управляющий затаил обиду и в 1906 году мог иметь прямое отношение к поджогу конфетных складов, разорившему принцессу. Обвалившаяся штукатурка в подвале похожа на силуэт принцессы; говорят, это отражение «Дамы в вуали», которая до сих пор ходит по дворцу.

Последняя легенда связана с колдуном. Будто бы местный знахарь вылечил Евгению Ольденбургскую от смертельной болезни, но вместо награды был сожжен на костре. Якобы он проклял перед смертью и дворец, и обитателей. Но кто знает, как оно действительно было?

Пришли иные времена

За 70 лет советской власти во дворце располагались военные казармы, кабинеты и классы, больница, библиотека, пионерские кружки и даже музыкальная школа. Постоянного хозяина не было, и здание не ремонтировалось. Привести его в порядок пытаются уже более 40 лет. Верхний сад и Свитский корпус восстановили в первую очередь, а дальше начались сложности. Многие иностранные герцоги и принцы, родственники семьи Ольденбургских, пытались финансировать реставрацию дворца, однако было принято решение: работы будут вестись только на деньги российских инвесторов.

С 2014 года в имении действует историко-культурный музейный «Дворцовый комплекс Ольденбургских». Сейчас из-за реставрации посетить можно не все этажи. В 2021 году была открыта экспозиция «На благо Отечества». Работы по благоустройству дворца продолжаются. Возможно, совсем скоро Воронеж порадует нас новостями.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest