• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

А еще будет? В Санкт-Петербурге прошел первый «Архитектон»


Архитектон

Свое название этот архитектурный фестиваль позаимствовал у Казимира Малевича, придумавшего термин в 1923 году. Архитектоны — это супрематические архитектурные модели из врезающихся друг в друга геометрических фигур. Они не имели утилитарного значения и являли собой части нового «супрематического ордера», который, по замыслу художника, должен был стать основой архитектуры будущего.

Отсылку к этой философии и взяли за основу кураторы «Архитектона 2023» — архитектор Георгий Снежкин и продюсер Лиза Савина, объединив в фестивале проспективную рефлексию с размышлениями о настоящем и прошлом. Так на площади у западного фасада петербургского Центрального выставочного зала (ЦВЗ) «Манеж» и появилось 15 современных архитектонов «Магистрали», ставших частью главной городской паблик-арт-программы «Музейная линия». Воплощать идею Малевича «в материале» 36 молодым архитекторам (Никите Тимонину, Василию Арсеньеву-Сарэу, Ксении Бендиной, Софье Паниной, Ирине Кащеевой, Андрею Кустову и другим) оказалось интересно: представленные ими «конструкции» из дерева, металла и пластика были наполнены разными смыслами. Самая масштабная работа — архитектон из труб различного диаметра — трибьют представителей архбюро NTML известной модели «Гота», находящейся в коллекции Государственного Русского музея.

Сам «Манеж» на пять фестивальных дней стал местом встречи и диалога участников современных архитектурных процессов в Северной столице. Здесь проходили дискуссии и лекции городских архитекторов, урбанистов, градозащитников, архкритиков, девелоперов и экспертов. В ЦВЗ была также развернута выставка, состоявшая их нескольких тематических разделов.

Первый — «Ленинградская школа на пороге перемен», куратором которого выступил историк Андрей Ларионов, — был посвящен наследию ленинградской архитектурной школы времен позднего СССР. За два десятилетия она испытала на себе весь спектр мировых трендов: начиная со стереотипного интернационального стиля, с углублением через хайтек и брутализм в дебри постмодернистского многоголосия, а затем — к реалиям 90-х годов прошлого века.

Настоящее города показала видеопрезентация 16 известных петербургских архмастерских, среди которых «А.Лен», «Студия 44», «Архмастерская Мамошина», «Интерколумниум» и другие.

Петербург будущего можно было увидеть в разделе «Город с открытым кодом» — мультисенсорной интерактивной инсталляции от SA lab и Gonzo: Research&Art. Кураторами этой части стали архитектор Алина Черейская и фотограф Ксения Диодорова.

Был еще раздел «Руина» от проекта Alterspb под кураторством архкритика Владимира Фролова, показавший, как трактуются темы материала и времени в творчестве нового поколения. Перед зрителем предстали десять размышлений о ценности прошлого и десять предположений о возможности нового.

Центром «Архитектона 2023» стал коллективный «кабинет архитектора», где разместились архитектурные реликвии, артефакты и рабочие инструменты, а самым волнующим событием фестиваля — вручение одноименной премии. Этой осенью профессиональный смотр-конкурс, учрежденный Санкт-Петербургским Союзом архитекторов (СПбСА) еще в 2001 году, стартовал в новом формате. «Архитектон» не только поощряет лучшие архитектурные произведения, созданные за последние четыре года, но и привлекает внимание общества и лидеров индустрии к знаковым образцам современной архитектуры. Конкурсные работы оценивало компетентное жюри в составе архитекторов Наринэ Тютчевой, Дмитрия Швидковского, Олега Шапиро, Александра Цимайло, Николая Ляшенко, Тотана Кузембаева, Юрия Григоряна, Эдуарда Кубенского, урбаниста Петра Кудрявцева, директора по развитию городской среды «ДОМ.РФ» Антона Финогенова, искусствоведа, историка архитектуры Ксении Малич и главного редактора Archi.ru Юлии Тарабариной.

Гран-при «Архитектона» получил отель «Игора. Времена года», спроектированный бюро RHIZOME. Это же здание стало победителем в номинации «Лучший реализованный объект общественной функции», тогда как музейный комплекс «Центр промышленного прогресса» для города Выкса от архбюро «Студия 44» стал лауреатом премии как «Лучший общественный проект». Победитель в номинации «Лучший проект жилой функции» — комплекс Warmstone от MAYAK ARCHITECTS, а лучшим реализованным жилым объектом признали «Виллу Петергоф» от архмастерской «Головин&Шретер».

Были на фестивале и «выездные» мероприятия. Для журналистов и участников фестиваля прошла экскурсия по историческим и современным объектам. В частности, компания RBI познакомила архитектурную общественность с предметом гордости компании – отреставрированным зданием Левашовского хлебозавода на Петроградской стороне и построенным вокруг памятника конструктивизма элитным жилым комплексом Futurist. Впечатлили оба объекта – Futurist продуманностью и красотой архитектурного решения от мастерской Евгения Герасимова, здание хлебозавода – хорошей концепцией приспособления памятника под культурное пространство, сравнимое по значимости с московским ГЭС-2 и «Зотовым».

Кстати:

«Архитектон», организованный СПбСА под руководством заслуженного архитектора РФ Владимира Григорьева, проходил в этом году в первый раз. И главный вопрос, который постоянно задавали посетители кураторам фестиваля все дни с утра до закрытия «Манежа»: «А на следующий год будет?» Они уверенно отвечали: «Да!»


Source: https://oaoo.ru/arh/a-eshe-bydet-v-sankt-peterbyrge-proshel-pervyi-arhitekton.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Дорога в облака: Донстрой впервые в стране поднял парящий пешеходный мост между жилыми зданиями

Донстрой Брать на вооружение самые передовые идеи в строительстве, филигранно приспосабливая их к суровым отечественным условиям, Россию научил...

Устойчиво зеленый: на «АРХ МОСКВЕ» решили, каким быть современному городу завтра

Сергей Зеленцов В столице завершилась работа XXVII международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА 2022», традиционно прошедшей в...

Вписаться в городской контекст: зачем объектам инженерной инфраструктуры нужен дизайн-код

Shutterstock/FOTODOM Ирина ЛОБАНОВА, начальник оперативной мастерской Института Генплана Москвы: > Нередко приятное впечатление от красивых фасадов и благоустроенных...

Я, МЫ — «Архстояние»: в Никола-Ленивце искали близких по духу. И нашли

Ярослав Чингаев/ АГН «Москва» В самом большом арт-парке Европы Никола-Ленивце прошел ежегодный фестиваль «Архстояние». В этом году организаторы...

Восхождение на «Эльбрус»: в столице появится «жилой конкурент» «Москвы-Сити»

Upside Development В Бутырском районе Москвы на месте бывшей промзоны «Огородный проезд» планируется построить элитный бизнес-квартал «Северо-Восточный Сити»,...

Москва в объективе: лучшие архитектурные фотографы зафиксировали изменения, произошедшие со столицей за последние 10 лет

Андрей Никеричев/ АГН «Москва» В Анфиладе Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева открылась фотовыставка «Москва. Реальное», героями...

«Окна-картины»: фасады нового корпуса Третьяковки украсили репродукциями шедевров русских художников

АГН «Москва» В мае Третьяковская галерея отметила день рождения — 166 лет назад Павел Третьяков приобрел первые полотна...

«Дерево знаний»: к алтайскому филиалу РАНХиГС пристроили здание, которое сможет «разрастаться»

dering.ru Новый учебный корпус Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в Барнауле, спроектированный творческой...

С наследием не расставайтесь! В Москве продолжаются масштабные реставрационные работы

АГН «Москва» Прошлый год был крайне продуктивным для столичных реставраторов. За год в Белокаменной обновили и сохранили свыше...

Нетиповое разнообразие для объектов образования

3 октября 2023 года в Екатеринбурге на площадке международного форума и выставки 100+Technobuild состоялась дискуссия, в ходе которой...

Путевка на БАМ: в России появится пять памятников строителям легендарной магистрали

Институт Генплана Москвы Стали известны победители открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала, посвященного строителям Байкало-Амурской...

Производственное арт-пространство: разработан проект модернизации промышленного здания в Волжском

Даниил Анненков Архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) разработало проект обновления внешнего облика цеха Волжского трубного завода (ВТЗ). Заказчик уверен,...

Продлена жизнь усадебного дома: Во Владимирской области проведен капремонт деревянного дома-музея композитора С. И. Танеева

kraeved-museum.ru Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Усадебный дом Танеевых» расположен во владимирской деревне Маринино и в качестве...

Сибирский король конструктивизма: архитектор Борис Гордеев и его «история в камне»

Shutterstock/FOTODOM Уроженец Нижнего Новгорода, выпускник строительного факультета МВТУ имени Н. Э. Баумана Борис Гордеев проработал в столице всего...

Жизнь в памятнике: закон о капремонте ОКН должен решить вопросы взаимоотношений собственников и источника финансирования

Антон Кардашов/ АГН «Москва» Проблема капитального ремонта, восстановления и реставрации многоквартирных домов, обладающих признаками архитектурного и культурного наследия,...

Век и 33 обморока: здание Театра имени М. Н. Ермоловой ждет масштабная реставрация

Сергей Киселев/АГН «Москва» Определился подрядчик на разработку проектной документации по реставрации здания Московского драматического театра имени М. Н....

От «России» до «Британки»: здание Московского телеграфа на Тверской возвращается городу

Центральный телеграф — один из символов российской столицы, формирующий начало главной улицы города. Под знаменитым глобусом назначали свидания,...

Трезини — Канту: в Калининграде воссоздадут атмосферу университетских городов различных эпох

Мирпроект Проект кампуса Балтийского федерального университета (БФУ) имени Иммануила Канта в Калининграде отмечен дипломом Honourable Mention V Международного...

Три театра под одной крышей: на Тайване появилась новая культурная достопримечательность

oma.com На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств, созданного голландским архитектурным бюро OMA по заказу правительства города...

Шухов не подражал никому: автору телебашни на Шаболовке — 170 лет

Shutterstock/FOTODOM Владимир Григорьевич Шухов «всегда опережал свое время», «не подражал никому, ему подражали многие»… Так говорили про автора...