• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Наследник «Окон РОСТА»: здание ТАСС могло быть другим и не на Тверском бульваре


Shutterstock/FOTODOM

У «домов» известного российского информационного агентства долгая история, напрямую связанная с историей города. Даже двух. «Прадедушка» ТАСС носил имя Петроградское телеграфное агентство (ПТА) и располагался, соответственно, в городе на Неве. С переносом столицы в Москву в 1918 году ПТА тоже переехало и разместилось в гостинице «Метрополь», а затем в Милютинском переулке. В 1923-м уже под новым названием Российское телеграфное агентство (РОСТА) перебирается в Армянский переулок, а в 1937-м, став ТАСС, на свое нынешнее место — Тверской бульвар, 10. Хотя изначально планировалось построить для агентства новое здание на другом краю бульвара — на пересечении с Тверской улицей. Так, в 1935 году был представлен план реконструкции Москвы, который подразумевал создание в центре столицы «уголка советской прессы», включавшего помещения для редакций газет «Известия» и «Правда». Доминантой предполагалось сделать 20-этажный небоскреб ТАСС, но его проект, разработанный архитектором Ильей Голосовым, не одобрили. Причину «Стройгазета» узнала из архивной публикации своей предшественницы — «Архитектурной газеты» (№27 от 12 мая 1935 года), найденной в фондах Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре (ФБУ ЦНТБ СиА (cntbsa.ru) при ФБУ «РосСтройКонтроль»).


«Проект здания ТАСС в Москве

Д. Аркин, М. Барщ, А. Бугров, C. Кожин Новое здание Телеграфного агентства СССР запроектировано на углу Тверского бульвара и улицы Горького. Участок, отведенный под это новое крупное сооружение, предопределяет чрезвычайно ответственное положение здания по отношению к ансамблю одной из центральных площадей Москвы. Постановкой громадного здания на углу Пушкинской площади естественно создается новый архитектурный акцент для всего ансамбля этой части города. Отсюда — исключительное значение, какое приобретает в работе проектировщика решение этого здания как элемента ансамбля и организация самого ансамбля.


Автор проекта нового дома ТАСС проф. И. А. Голосов, к сожалению, не поставил перед собой этой важнейшей задачи во всей ее полноте. Самое здание решается И. А. Голосовым в подчеркнуто монументальных формах, ему придается также ярко выраженная высотность: это как будто говорит о том, что новое здание мыслится архитектором как архитектурное произведение с большим «радиусом действия» по отношению к окружающему внешнему пространству. Формы, которые архитектор придал зданию, как бы претендуют на центральное (или во всяком случае весьма значительное) место в окружающем ансамбле. Но эта претензия остается только претензией, ибо архитектор, наделив здание чертами сильного ансамблевого действия, никак не организует самого ансамбля и оставляет совершенно неопределенным вопрос о месте и роли в нем здания.



В самом деле, новый дом ТАСС свой основной композиционный удар направляет на перекресток Тверского бульвара и улицы Горького. Ставя основной высотный объем именно на этом углу, автор проекта тем самым как бы отрезает здание от композиции Пушкинской площади: главная ось этого высотного построения обращена не на площадь, а на случайный угол противоположной стороны улицы. Подчеркнутая вертикальность сооружения в данном случае лишается какого бы то ни было организующего или центрирующего значения по отношению к пространству площади. В то же время эта вертикаль не служит композиционным завершением или архитектурным ориентиром и по отношению к улице: будучи поставленным по красной линии, с некоторым скосом в сторону бульвара, основной высотный об’ем здания оказывается, таким образом, безотносительным к перспективе магистрали. Движение (и зрительное восприятие) идет мимо здания, мимо этой вертикали; последняя не замыкает перспективы и не создает никакой архитектурной точки опоры ни для улицы Горького, ни для магистрали бульвара.


Новое здание ТАСС в проекте И. А. Голосова трактуется независимо от той среды, в которой это здание будет реально находиться; проект по существу игнорирует вопрос об ансамбле и не дает никакого ансамблевого решения. Это подтверждается и некоторыми существенными композиционными приемами, примененными автором.


Одним из таких существенных элементов проекта является внушительная арка, прорезающая нижнюю часть здания со стороны Тверского бульвара. Эта арка доставлена параллельно улице Горького и, как видно из генерального плана, выполняет, во-первых, функции входа в здание (под’езд расположен под сводами арки), во-вторых, соединяет Тверской бульвар с внутренним двором-тупиком. Куда же в таком случае ведет эта импозантная арка и для чего ей придана такая значительная роль в общей композиции здания? Совершенно очевидно, что арка, как определенная архитектурная форма, по самой своей природе всегда рассчитывает на сильное и целеустремленное сквозное движение.


В оформлении этого сквозного движения — весь смысл арки. В проекте И. А. Голосова предусмотрены две возможные ширины улицы Горького в 40 и 60 метров. В первом случае, т. е. при ширине улицы в 40 метров, арка ведет из Тверского бульвара в упомянутый тупиковый двор, т. е. по существу никакого движения не организует и не оформляет. При ширине же улицы в 60 метров арка оказывается как бы боковым руслом основного движения по магистрали; это параллельное русло будет всегда композиционно «забираться» силой движения самой магистрали и в сущности будет лишь мешать этому движению. Композиционный эффект арки в значительной мере сводится на нет тем обстоятельством, что она поставлена параллельно оси магистрали.


Наконец , устройство входа в самое задание ТАСС под сводами арки совершенно искажает смысл этой последней: опрятный под аркой вход разрывает и задерживает движение под аркой, т. е., иначе говоря, лишает движение его сквозного характера, самый же мотив входа оказывается замаскированным и почти исчезнувшим из внешнего облика сооружения. И тот и другой моменты говорят опять-таки о пространственной изолированности сооружения, о том, что архитектор мыслил его вне окружающего ансамбля, безотносительно к построению последнего.


О том же свидетельствует и композиционное решение торцового фасада, выходящего на улицу Горького. Так как здание поставлено на углу, то одной своей стороной, по улице Горького, оно непосредственно примыкает к ряду соседних домов, а другой обращено к свободному пространству площади. Поскольку это так, поскольку пространственные условия неодинаковы для одной и другой стороны торцового фасада, самая композиция этого фасада не может не учитывать этого различия, иначе говоря, не должна строится симметрично. Часть фасада, обращенная к открытому пространству, должна быть рассчитана на это последнее, другая часть, напротив того, должна учитывать соседство с примыкающими домами. Архитектор же игнорирует это обстоятельство и дает строго симметричное решение торцового фасада».


С четвертой попытки

Примечательно, что нынешним зданием, которое теперь все знают как «бетонный куб» или «телевизор», агентство тоже обзавелось не сразу. В послевоенное время ТАСС быстро развивалось — разрасталась корреспондентская сеть по всему миру, увеличивался и штат московских сотрудников. Старых площадей уже не хватало, и в 1963 году Дмитрий Горюнов, возглавлявший на тот момент агентство, обратился к правительству СССР с просьбой построить для ТАСС новое здание. Так в 1967 году появляется второй проект из стекла и легких металлов, разработчики которого вновь предложили «расти в высоту», но уже до 25 этажей, а на крыше установить световое табло более чем полутораметровой высоты с бегущей информационной строкой. И эта концепция была отклонена. Следующим стал 12-этажный проект, но и он «не прошел», был урезан. Основных версий две: грунты, которые не выдержали бы давления такого большого здания, и проходящая под Никитскими воротами линия секретного «метро-2».

Поэтому самым жизнеспособным и удачным вариантом стал четвертый — с девятиэтажным зданием (один из этажей — технический), построенным в 1977 году. Архитекторы постарались отразить в облике дома самые яркие эпизоды истории агентства: окна-экраны на два этажа символизируют «Окна сатиры РОСТА» и «Окна ТАСС». Эти большие квадратные окна, из-за которых здание выглядит четырехэтажным, люди сразу же начали ассоциировать с телевизионными экранами в «светлое будущее». Отличительной чертой дома ТАСС стала его скульптурная эмблема: изготовленный из сплава меди и бронзы земной шар над центральным входом, который символизирует присутствие агентства по всему миру.


Source: https://lib.zaplata.ru/arh/naslednik-okon-rosta-zdanie-tass-moglo-byt-drygim-i-ne-na-tverskom-bylvare.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

От гужевой повозки до электробуса: музей московского транспорта «пропишется» в гараже Мельникова

В конце 2024 года в свой новый, постоянный дом на Новорязанской улице, 27, переедет Музей городского транспорта Москвы....

Из стекла и кирпича: в Казани к концу 2024 года появится свой «АРТ-центр»

В столице Республики Татарстан на улице Ершова продолжается строительство многофункционального комплекса «АРТ-центр» по проекту московского бюро Blank Architects....

Архитектура должна быть технологичной: девелоперские проекты предполагают не только использование стандартов, но и творческий подход

КОРТРОС Человека встречают по одежде, девелоперский проект — по внешнему облику. Застройщики отошли от стандартных решений — архитектура...

О людях и эпохе: нестандартный взгляд на историю возведения московского Сити

Фото предоставлено Александром Гусевым У каждого архитектурно и технологически интересного и знакового объекта всегда есть своя занимательная история....

Поборник типового проектирования: в июне Юрию Григорьеву могло исполниться 90 лет

Ольга Саруханова/ souzveche.ru Вечер памяти народного архитектора России, заслуженного архитектора Белоруссии Юрия Григорьева (1932-2019 годы) состоялся в Москве,...

Отменить устаревшее: как формируется новая эстетика загородной жизни

источник: строительная компания «Дачный Сезон» Отказ от английского и американского стилей в архитектуре и переход к скандинавским вариантам...

Если черный петух выйдет из леса: анонсирована программа фестиваля «Архстояние»-2023

пресс-служба фестиваля «Архстояние» Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области этим летом будет «Играть...

Из истории в современность: детскую республиканскую библиотеку в Ташкенте реконструировали по проекту петербургских архитекторов

Глеб Леонов В Ташкенте завершились реконструкция пространства и переосмысление задач республиканской детской библиотеки. Авторы проекта — бюро ludi_architects...

Угольная глубина: Сергей Кузнецов показал свою «Архитектуру мира»

Сергей Кузнецов В Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка «Архитектура мира», в рамках которой российский художник и...

Первоначальные ценности: реставрацию столичного дворца Юсуповых начнут в 2023 году

Shutterstock/FOTODOM По словам руководителя Департамента культурного наследия Москвы (Мосгорнаследие) Алексея Емельянова, принятое на днях решение о начале комплексной...

Продлена жизнь усадебного дома: Во Владимирской области проведен капремонт деревянного дома-музея композитора С. И. Танеева

kraeved-museum.ru Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Усадебный дом Танеевых» расположен во владимирской деревне Маринино и в качестве...

Время и стекло: кирпичи Фальконье: технология как искусство

Антон Мастренков До 20 августа в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) будет работать выставка «Архитектура...

«Дерево знаний»: к алтайскому филиалу РАНХиГС пристроили здание, которое сможет «разрастаться»

dering.ru Новый учебный корпус Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в Барнауле, спроектированный творческой...

Талантливые и востребованны:е в Москве наградили авторов лучших архпроектов и представителей профильных СМИ

Сергей Киселев/ АГН «Москва» Во дворе Государственного музея архитектуры им. Щусева (МУАР) в Москве недавно вручили награды победителям...

Архитектура, покоряющая мир: «СГ» собрала знаковые проекты российских зодчих за рубежом

archdaily.com Каждый год в первый понедельник октября отмечается Всемирный день архитектуры, учрежденный Международным союзом архитекторов (UIA) в 1985...

От «России» до «Британки»: здание Московского телеграфа на Тверской возвращается городу

Центральный телеграф — один из символов российской столицы, формирующий начало главной улицы города. Под знаменитым глобусом назначали свидания,...

В поисках баланса: архитектурное решение способно как увеличить «продаваемость» недвижимости, так и снизить ее привлекательность

Shutterstock/FOTODOM Ирина ГУЩИНА, основатель архитектурно-брендингового бюро «Бусы»: Спор сторонников индивидуальной архитектуры и стандартных проектов так же вечен, как...

Наследники тучерезов: высотное строительство как признак технологического прогресса

Shutterstock/FOTODOM В прошлом году в Москве был анонсирован проект самого высокого в столице 400-метрового небоскреба у моста «Багратион»....

Оазис культуры: первый в Казахстане Музей современного искусства построят в 2024 году

На протяжении долгих лет после распада СССР в бывших союзных республиках было не до объектов культуры, тем более...

«Здесь будет город-сад»: о строительном будущем в бетоне, камне и металле

Shutterstock/FOTODOM Строительство — это всегда о будущем: строители первыми заглядывают на несколько лет вперед и лучше красивых информационных...