• Виктор
  • Статьи
  • 4 мин. чтения

Архитектура женского рода: кому и как удалось добиться гендерного профессионального равенства


Shutterstock/FOTODOM

Мария НИКОЛАЕВА, глава архитектурного бюро MAD Architects:

Что общего между покорителями полярных широт, летчиками, программистами и архитекторами? Долгие годы эти профессии считались почти исключительно мужскими. Последний пункт в этом списке может вызвать у современного человека некоторое удивление, но углубившись в прошлое, можно узнать, насколько тернист был путь женщин в мире большой архитектуры.

Вверх по лестнице

Конечно, история знает целый ряд задокументированных свидетельств участия женщин в масштабном строительном проектировании. Например, возведение с 1513 года одного из красивейших строений долины Луары тесно связано с именем француженки Катрин Брисонне (Katherine Briçonnet, ок. 1494-1526), оказавшей определяющее влияние на стиль и дизайн замка Шенонсо (Chateau de Chenonceau), в том числе предложив оборудовать в здании широкую прямую лестницу между первым и вторым этажами, отказавшись от распространенной тогда в Европе винтовой конструкции.

Впрочем, это в большей степени единичные случаи, а настоящая борьба женщин за свое место под солнцем архитектурного признания началась лишь во второй половине XIX века. Именно тогда труд зодчего окончательно оформился в качестве системной профессии. Многие десятилетия высшее образование для женщин вне гуманитарных сфер считалось не только ненужным, но порой даже и вредным.

Сегодня кажется абсурдным сам факт того, что женщин долгое время не пускали на лекции по архитектуре и отказывались принимать в специализированные школы. В США запрет дискриминации по признаку пола в образовательных программах, финансируемых из федерального бюджета, был закреплен на законодательном уровне только в 1972 году.

Виви-вдохновительница

Первый мощный удар по предубеждениям касательно роли женщины в мировой архитектуре был нанесен в самом неожиданном для этого с точки зрения стереотипов месте — в Российской Империи. В конце XIX века в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда частью единого государства, архитектурные школы впервые начали принимать женщин на свои программы обучения. После получения образование в Хельсинки Оливия Матильда Ленн (Olivia Mathilda Lönn, 1872-1966), или Виви, как ее называли друзья, трудилась в архитектурных мастерских своих учителей — Онни Тарьянне (Onni Tarjanne) и Густава Нюстрема (Gustaf Nyström). Однако в 1904 году она основала собственное дело, став первой в истории женщиной-архитектором во главе собственного бюро. Наиболее известные проекты Оливии — это Новый студенческий дом в столице Финляндии и Национальная опера «Эстония» в Таллине.

Силами целой плеяды ее коллег была запущена настоящая цепная реакция в крайне консервативном до того сообществе, вдохновившая сотни женщин по всему миру выбрать для себя профессию архитектора.

Мне всегда очень хотелось, чтобы история Виви стала символичным «счастливым концом» в саге о пути женщин в архитектуре, но факты не позволяют сделать такое заключение: на протяжении всего прошлого столетия фронт противостояния старого и нового смещался от границы к границе и от одного имени к другому. Женщины шаг за шагом отвоевывали свое право на равноценный труд и признание заслуг.

Заодно с мужчиной

Одна из ранних форм такой борьбы — практика совместного проектирования двумя талантливыми людьми, что поспособствовало появлению настоящего феномена «семейного тандема» в мире архитектуры. Сотрудничество между мужчинами и женщинами часто выливалось в крепкие браки, но это был еще и новый способ обхода предубеждений в профессиональных кругах, эффективный метод работы.

Взять для примера Марию Шварц (Maria Schwartz, 1921-2018), занимавшуюся вместе с мужем Рудольфом возрождением Кельна (Германия) после окончания Второй мировой войны. После смерти супруга в 1961 году она взяла на себя управление семейным бизнесом и обязательства по завершению проектов.

Другая немка — Марго Шюрманн (Margot Schürmann, 1924-1999) — на протяжении всей карьеры работала со своим мужем Иоахимом, а их общее влияние на германскую архитектуру было признано на государственном уровне.

Существуют десятки примеров подобного партнерства, когда долгие часы совместной работы двух единомышленников приводили к поразительным результатам. Такие тандемы создаются и по сегодняшний день. Чего только стоит трогательная история француженки Одиль Декк (Odile Decq), после гибели мужа-соавтора посвятившей многие работы их общей архитектурной философии. Сегодня она ректор старейшего в Европе архитектурного университета Ecole Spéciale d’Architecture (основан в 1865 году) и обладательница Jane Drew Prize — международной премии, направленной на признание женщин-архитекторов. Одиль Декк была отмечена жюри как «архитектор-бунтарь, пламенный защитник равенства и неиссякаемый источник реактивной энергии».

Право признания

Постепенно женщины стали все чаще солировать в большой архитектуре, создавая общепризнанные шедевры, формируя тренды, громко высказываясь в профессии. Двадцать лет назад архитектор иранского происхождения Заха Хадид (Zaha Hadid, 1950-2016) стала первой женщиной — лауреатом премии Притцкера, открывшей дорогу к этой награде своим последовательницам. Вручая премию, председатель жюри Натаниэль Ротшильд (Nathaniel Rothschild) вдохновенно рассказал о ее «неизменной приверженности модернизму», объяснив, как она отошла от существующей типологии, полностью пересмотрев геометрию зданий.

Заха Хадид стала легендой еще при жизни и вдохновила начать обучение архитектуре тысячи юных девушек во всем мире. «Чтобы добиться признания, мне всегда приходилось делать все в десять раз лучше», — признавалась она. Среди ее работ особо можно выделить Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати (США) и центральный корпус завода BMW в Лейпциге (Германия). Заха Хадид раз за разом удивляла общество своими идеями и визионерством. А созданные ею оперный театр в Гуанчжоу (Китай) и Лондонский центр водных видов спорта (Соединенное Королевство) по праву считаются жемчужинами современной архитектуры.

В 2010 году вторым в истории лауреатом Притцкеровской премии стала архитектор из Японии Казуйо Седзима (Kazuyo Sejima, 1950). Председатель жюри Питер Палумбо (Peter Palumbo) тогда назвал ее стиль одновременно деликатным, мощным, точным и плавным. В портфеле заказов ее студии SANAA — здание Новой национальной галереи в Будапеште (Венгрия) и Арт-галереи в Сиднее (Австралия). Стоит отметить, что музейно-выставочные пространства — «конек» Казуйо Седзимы. В числе самых-самых Музей современного искусства XXI века в Канадзаве (Япония), здание которого представляет собой белый круг с абсолютно прозрачными стеклянными стенами, и Новый музей современного искусства в Нью-Йорке (США), выглядящий как асимметричное нагромождение кубов.

Путь будет тернист

В одном из недавних социологических исследований ООН говорится, что на данный момент женщины составляют около 51% студентов, поступивших в вузы во всем мире, а в Европе и Северной Америке данный показатель доходит до 56%. Конечно, при всех невероятных достижениях женщин в большой архитектуре возможности для их развития в профессии все еще далеки от идеальных. Их процент в индустрии значительно уменьшается по мере завершения обучения, подъема вверх по карьерной лестнице и в сторону статусных наград. Однако я надеюсь, что жизненные пути Оливии Ленн, Захи Хадид и их сподвижниц продолжат вдохновлять молодых девушек вступить на тернистый, но ни с чем не сравнимый путь архитектуры


Source: https://lib.zaplata.ru/arh/arhitektyra-jenskogo-roda-komy-i-kak-ydalos-dobitsia-gendernogo-professionalnogo-ravenstva.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Производственное арт-пространство: разработан проект модернизации промышленного здания в Волжском

Даниил Анненков Архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) разработало проект обновления внешнего облика цеха Волжского трубного завода (ВТЗ). Заказчик уверен,...

Мосфильм! Построили! «Мотор!» Завершено строительство нового киноконцертного комплекса и самого большого в России съемочного павильона

Антон Мастренков Киноконцерн «Мосфильм» в последние годы активно развивается: еще в начале июля 2019 года было выдано разрешение...

Закрыто на реставрацию! В Доме Мельникова начинаются работы, которые продлятся не менее двух лет

Павел Огородников Начинаются основные работы по реставрации шедевра конструктивизма, объекта культурного наследия федерального значения — Дома Константина Мельникова...

Архитектура должна быть технологичной: девелоперские проекты предполагают не только использование стандартов, но и творческий подход

КОРТРОС Человека встречают по одежде, девелоперский проект — по внешнему облику. Застройщики отошли от стандартных решений — архитектура...

Архитектура дипломатии: на столичном бульваре можно посмотреть интерьеры иностранных дипмиссий

ГлавУпДК при МИД России В Москве на Гоголевском бульваре открылась фотовыставка «Архитектура дипломатии». Профессиональные фотографы по заказу ГлавУпДК...

Здесь был ангел: есть ли жизнь в мегаполисе без искусства?

Оргкомитет конкурса STONE Art На ступенях офисного центра в Бумажном проезде на Белорусской приземлится ангел. Скульптура, предложенная художником-дизайнером...

Второе дыхание культурного наследия – как ведется реконструкция исторических домов

Сохранение архитектурных памятников способствует формированию гармоничной городской среды. Но это сложный процесс, ведь здания, построенные более века назад,...

О людях и эпохе: нестандартный взгляд на историю возведения московского Сити

Фото предоставлено Александром Гусевым У каждого архитектурно и технологически интересного и знакового объекта всегда есть своя занимательная история....

Архитектура вне границ: Преодоление пространства в градостроении и импортозамещение стали главными темами «АРХ МОСКВЫ 2022»

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы Прошедшая на днях в столичном Гостином дворе XXVII международная выставка «АРХ МОСКВА» продемонстрировала...

Дворянское гнездо: самую «заброшенную» усадьбу Москвы восстановят в 2023 году

Пресс-служба капремонта города Москвы На северо-западе столицы продолжаются начатые летом активные работы по реставрации усадьбы Покровское-Стрешнево. Сейчас, к...

Знакомство с юбиляром: курской «Свече» больше 30 лет, а Курску — 990

Курск — удивительный город Центрального федерального округа, «Соловьиная» столица России. Он носит звание города воинской славы, хотя многие...

Дорогой Кассандры: в Никола-Ленивце «играли в предсказания»

Алексей Народицкий/ Арт-парк Никола-Ленивец В арт-парке Никола-Ленивец (Дзержинский район Калужской области) прошел ежегодный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», на...

Талантливые и востребованны:е в Москве наградили авторов лучших архпроектов и представителей профильных СМИ

Сергей Киселев/ АГН «Москва» Во дворе Государственного музея архитектуры им. Щусева (МУАР) в Москве недавно вручили награды победителям...

С легким паром! Завершилась реставрация двух исторических залов Сандуновских бань

Ярослав Чингаев/ АГН «Москва» За последние 12 лет в Москве отреставрировали более 2 тыс. памятников архитектуры. Только в...

«Дерево знаний»: к алтайскому филиалу РАНХиГС пристроили здание, которое сможет «разрастаться»

dering.ru Новый учебный корпус Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в Барнауле, спроектированный творческой...

А еще будет? В Санкт-Петербурге прошел первый «Архитектон»

Архитектон Свое название этот архитектурный фестиваль позаимствовал у Казимира Малевича, придумавшего термин в 1923 году. Архитектоны — это...

Сибирский король конструктивизма: архитектор Борис Гордеев и его «история в камне»

Shutterstock/FOTODOM Уроженец Нижнего Новгорода, выпускник строительного факультета МВТУ имени Н. Э. Баумана Борис Гордеев проработал в столице всего...

Москва – космосу: на Ленинском проспекте отреставрируют памятник Юрию Гагарину

Shutterstock/FOTODOM В Москве началась реставрация памятника первому человеку в космосе, работы завершатся в 2025 году. В этом году...

Форма следует за духом: «Золотая капитель» показала искусство архитектуры

Пресс-служба фестиваля «Золотая капитель» В Новосибирске подвели итоги XXVI Национального независимого архитектурного рейтинга «Золотая капитель 2022». Поскольку и...

В тринадцатый раз: в Москве прошел ежегодный фестиваль «Зодчество»

Софья Сандурская/ АГН «Москва» 30 сентября в Гостином дворе завершает работу XIII Международный фестиваль «Зодчество 2022», организатором которого...