• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Архдиректор: в 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Щусева


Shutterstock/FOTODOM

До 14 мая в Государственной Третьяковской галерее будет работать выставка «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию», посвященная одному из выдающихся архитекторов XX столетия, чье имя и дела давно перешли временные рамки одной человеческой жизни. Представленные на экспозиции материалы позволяют оценить масштабность замыслов и многогранность свершений великого зодчего.


Генератор идей

Себя мэтр сравнивал с дирижером: скрипки и валторны (карандаши и рейсшины) держат в руках его помощники, но музыка-то Щусева. Талантливым художником Алексей Викторович проявил себя еще во времена учебы в Академии художеств — его высоко ценил Илья Репин, и уже в зрелом возрасте подчиненные мастера чаще видели его с карандашом и рисунком, чем с чертежными принадлежностями.

Создавая архитектурную композицию, Щусев заботился о цельности художественного впечатления: «В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах и не задаваясь метафизикой; бутафория и декорация на театральных подмостках превращаются в большое искусство, если их исполняет настоящий художник». Эти слова стали его творческим кредо на всю жизнь.

При этом сам Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота». Но когда этого требовали интересы замысла, он смело использовал буйство красок, форм и соцветий, в чем убеждаешься в зале Третьяковки, посвященном строительству в 1910-х годах комплекса сооружений столичного Казанского вокзала. В экспозиции представлены несколько вариантов и явственно различимо, как менялись замыслы архитектора по планировке и декору крупнейшего вокзала страны.

Объединитель

Воплощая свои проекты, Щусев вовлекал в творческий процесс молодых архитекторов своей мастерской, приглашал художников и декораторов. Так, в реставрации храма Василия Златоверхого в Овруче принимал участие помощник Щусева — Леонид Веснин, здесь начинающий живописец Кузьма Петров-Водкин проявил себя мастером церковного модерна. К оформлению Троицкого собора Почаево-Успенской лавры, воздвигнутого по проекту Щусева, привлекли Николая Рериха.

Хрестоматийным примером творческого единения зодчего и живописцев стала Марфо-Мариинская обитель, выполненная в традициях раннемосковской и псково-новгородской архитектуры. А апофеозом единения целей и замыслов стал уже упомянутый Казанский вокзал, где Щусев в неповторимом стиле воплотил в камне идею встречи Запада и Востока. Здесь же Алексей Викторович собрал весь цвет «Мира искусства»: Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Зинаиду Серебрякову.

Охранитель

Мастер жил в непростую пору: в 19201930 годы ревностно вступался за сносимые московские древности — Сухареву башню, церковь Успения на Покровке, Китайгородскую стену. Щусев, прикрывшись, как щитом, званием строителя Мавзолея, бесстрашно защищал деятелей искусства и культуры, оказавшихся в застенках НКВД.

В 1926-1929 годах Щусев занимал пост директора, главного архитектора Третьяковки. 12 октября 1945 года заместитель председателя Совнаркома СССР Вячеслав Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры. Новый музей в усадьбе Талызиных на Воздвиженке был открыт по инициативе Щусева, ставшего его первым директором. Важным направлением деятельности учреждения были научные экспедиции в Великий Новгород, Псков, Поволжье, в ходе которых сотрудники проводили обследования и реставрацию памятников архитектуры, собирали материалы для пополнения музейного собрания. 25 мая 1949 года — на следующий день после смерти Алексея Щусева — было принято решение о присвоении музею имени его основателя. В 1964 году территории Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева получили тематическую специализацию — в Донском монастыре была представлена история архитектуры России XI-XVIII веков, а в помещениях на Воздвиженке разместилась экспозиция, посвященная советской архитектуре.

Досье «СГ»

Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. Родился 8 октября 1873 года в Кишиневе, умер 24 мая 1949 года в Москве. Выпускник петербургской Академии художеств (1897), создатель собственной неорусской версии стиля модерн. Академик архитектуры (1910). Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1946, 1948; 1952 — посмертно).


Source: https://oaoo.ru/arh/arhdirektor-v-2023-gody-ispolniaetsia-150-let-so-dnia-rojdeniia-alekseia-shyseva.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Бордюры и поребрики — не единственное различие в архитектуре двух столиц

Экватор на архитектурной биеннале в Петербурге выдался жарким: градостроительное сообщество горячо встретило в Российском этнографическом музее главного архитектора...

Обновление печати: 67-й павильон ВДНХ отреставрируют впервые за почти 70 лет

Пресс-служба ВДНХ Столичные реставраторы приступили к работам над объектом культурного наследия федерального значения — павильоном ВДНХ №67 «Карелия»,...

Москва в объективе: лучшие архитектурные фотографы зафиксировали изменения, произошедшие со столицей за последние 10 лет

Андрей Никеричев/ АГН «Москва» В Анфиладе Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева открылась фотовыставка «Москва. Реальное», героями...

С легким паром! Завершилась реставрация двух исторических залов Сандуновских бань

Ярослав Чингаев/ АГН «Москва» За последние 12 лет в Москве отреставрировали более 2 тыс. памятников архитектуры. Только в...

Приведения, конфеты и высокие технологии: обычная история необычного дворца в Рамони

Shutterstock/FOTODOM Дворец Ольденбургских — уникальное место и для тех, кто интересуется строительством, и для любителей истории, и для...

Три театра под одной крышей: на Тайване появилась новая культурная достопримечательность

oma.com На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств, созданного голландским архитектурным бюро OMA по заказу правительства города...

Архитектура и дизайн: что возьмем в будущее?

«Студия Luxury дизайна» В начале года все стремятся заглянуть в будущее, узнать, как будет развиваться, например, архитектура, как...

«Здесь будет город-сад»: о строительном будущем в бетоне, камне и металле

Shutterstock/FOTODOM Строительство — это всегда о будущем: строители первыми заглядывают на несколько лет вперед и лучше красивых информационных...

Архитектура и МЫ: популярный фестиваль в Калужской области объявляет тему нового сезона

Максим Чернышов Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» развернется в арт-парке Никола-Ленивец 26-28 июля 2024 года. Мероприятие будет посвящено...

Москва – космосу: на Ленинском проспекте отреставрируют памятник Юрию Гагарину

Shutterstock/FOTODOM В Москве началась реставрация памятника первому человеку в космосе, работы завершатся в 2025 году. В этом году...

РААСН — 30 лет! Кем пишется новая история архитектуры и градостроительства в современной России

РААСН В этом году Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) — одна из четырех государственных научных академий...

Наследники Доменико Трезини: названы лучшие архитектурно-дизайнерские проекты 2022 года

goldtrezzini.ru Международная независимая архитектурно-дизайнерская премия «Золотой Трезини» основана в 2018 году и названа в честь русского зодчего швейцарского...

Счастливые часов не наблюдают: в Никола-Ленивце прошел ежегодный фестиваль «Архстояние»

Валерий Ларионов Темой фестиваля этого года стал вечный вопрос: «Счастье есть?» В сложные времена человеку особенно не хватает...

Архитектурный шик: облик и дизайн каждой станции московского метро уникальны

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы Почти полсотни станций столичной подземки признаны памятниками архитектуры; они не просто служат целям...

Это все мое, родное… Возвращение моды на русский стиль в дизайне и проектировании

АГН «Москва» В последние годы в российском обществе значительно повысился интерес к русскому стилю — в дизайне одежды,...

Архитектура должна быть технологичной: девелоперские проекты предполагают не только использование стандартов, но и творческий подход

КОРТРОС Человека встречают по одежде, девелоперский проект — по внешнему облику. Застройщики отошли от стандартных решений — архитектура...

Восхождение на «Эльбрус»: в столице появится «жилой конкурент» «Москвы-Сити»

Upside Development В Бутырском районе Москвы на месте бывшей промзоны «Огородный проезд» планируется построить элитный бизнес-квартал «Северо-Восточный Сити»,...

«Маяк» ислама: мечеть в Казани будет построена в виде священного камня Каабы

Бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» Возведение соборной мечети в столице Татарстана приурочено к 1100-летию принятия ислама в России....

Птица над морем: аэропорт Геленджика отметили на «Зодчестве»

Новый аэропорт Геленджика получил «Хрустального Дедала» — главный приз XXXI Международного фестиваля «Зодчество». Гран-при из рук президента Союза...

Дворянское гнездо: самую «заброшенную» усадьбу Москвы восстановят в 2023 году

Пресс-служба капремонта города Москвы На северо-западе столицы продолжаются начатые летом активные работы по реставрации усадьбы Покровское-Стрешнево. Сейчас, к...