• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Архдиректор: в 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Щусева


Shutterstock/FOTODOM

До 14 мая в Государственной Третьяковской галерее будет работать выставка «Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию», посвященная одному из выдающихся архитекторов XX столетия, чье имя и дела давно перешли временные рамки одной человеческой жизни. Представленные на экспозиции материалы позволяют оценить масштабность замыслов и многогранность свершений великого зодчего.


Генератор идей

Себя мэтр сравнивал с дирижером: скрипки и валторны (карандаши и рейсшины) держат в руках его помощники, но музыка-то Щусева. Талантливым художником Алексей Викторович проявил себя еще во времена учебы в Академии художеств — его высоко ценил Илья Репин, и уже в зрелом возрасте подчиненные мастера чаще видели его с карандашом и рисунком, чем с чертежными принадлежностями.

Создавая архитектурную композицию, Щусев заботился о цельности художественного впечатления: «В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах и не задаваясь метафизикой; бутафория и декорация на театральных подмостках превращаются в большое искусство, если их исполняет настоящий художник». Эти слова стали его творческим кредо на всю жизнь.

При этом сам Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота». Но когда этого требовали интересы замысла, он смело использовал буйство красок, форм и соцветий, в чем убеждаешься в зале Третьяковки, посвященном строительству в 1910-х годах комплекса сооружений столичного Казанского вокзала. В экспозиции представлены несколько вариантов и явственно различимо, как менялись замыслы архитектора по планировке и декору крупнейшего вокзала страны.

Объединитель

Воплощая свои проекты, Щусев вовлекал в творческий процесс молодых архитекторов своей мастерской, приглашал художников и декораторов. Так, в реставрации храма Василия Златоверхого в Овруче принимал участие помощник Щусева — Леонид Веснин, здесь начинающий живописец Кузьма Петров-Водкин проявил себя мастером церковного модерна. К оформлению Троицкого собора Почаево-Успенской лавры, воздвигнутого по проекту Щусева, привлекли Николая Рериха.

Хрестоматийным примером творческого единения зодчего и живописцев стала Марфо-Мариинская обитель, выполненная в традициях раннемосковской и псково-новгородской архитектуры. А апофеозом единения целей и замыслов стал уже упомянутый Казанский вокзал, где Щусев в неповторимом стиле воплотил в камне идею встречи Запада и Востока. Здесь же Алексей Викторович собрал весь цвет «Мира искусства»: Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Зинаиду Серебрякову.

Охранитель

Мастер жил в непростую пору: в 19201930 годы ревностно вступался за сносимые московские древности — Сухареву башню, церковь Успения на Покровке, Китайгородскую стену. Щусев, прикрывшись, как щитом, званием строителя Мавзолея, бесстрашно защищал деятелей искусства и культуры, оказавшихся в застенках НКВД.

В 1926-1929 годах Щусев занимал пост директора, главного архитектора Третьяковки. 12 октября 1945 года заместитель председателя Совнаркома СССР Вячеслав Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры. Новый музей в усадьбе Талызиных на Воздвиженке был открыт по инициативе Щусева, ставшего его первым директором. Важным направлением деятельности учреждения были научные экспедиции в Великий Новгород, Псков, Поволжье, в ходе которых сотрудники проводили обследования и реставрацию памятников архитектуры, собирали материалы для пополнения музейного собрания. 25 мая 1949 года — на следующий день после смерти Алексея Щусева — было принято решение о присвоении музею имени его основателя. В 1964 году территории Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева получили тематическую специализацию — в Донском монастыре была представлена история архитектуры России XI-XVIII веков, а в помещениях на Воздвиженке разместилась экспозиция, посвященная советской архитектуре.

Досье «СГ»

Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. Родился 8 октября 1873 года в Кишиневе, умер 24 мая 1949 года в Москве. Выпускник петербургской Академии художеств (1897), создатель собственной неорусской версии стиля модерн. Академик архитектуры (1910). Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1946, 1948; 1952 — посмертно).


Source: https://lib.zaplata.ru/arh/arhdirektor-v-2023-gody-ispolniaetsia-150-let-so-dnia-rojdeniia-alekseia-shyseva.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Талантливые и востребованны:е в Москве наградили авторов лучших архпроектов и представителей профильных СМИ

Сергей Киселев/ АГН «Москва» Во дворе Государственного музея архитектуры им. Щусева (МУАР) в Москве недавно вручили награды победителям...

Сергей Кузнецов: новый квартал на Пресне станет квинтэссенцией места

Компания Forma презентовала в Москве крупнейший премиальный проект в 2022 году – городской квартал Republic на Пресненском Валу....

Дизайн интерьера деревянного дома: идеи и рекомендации

Shutterstock/FOTODOM Тренд последних лет – это стремление людей уехать подальше от мегаполиса и соответственно купить или построить свое...

Колесо времени: как «переплетаются» передовые технологии, нестандартная архитектура и история

Пелагия Тихонова/ АГН “Москва” Эрик ВАЛЕЕВ, глава архитектурного бюро IQ: Сегодня музеи — это не только площадки для...

А еще будет? В Санкт-Петербурге прошел первый «Архитектон»

Архитектон Свое название этот архитектурный фестиваль позаимствовал у Казимира Малевича, придумавшего термин в 1923 году. Архитектоны — это...

Квартальная планировочная структура: современный тренд в развитии территорий Москвы

ГБУ «ГлавАПУ» В России на начало 2000-х оказалось множество неэффективно используемых территорий. Среди них предприятия, которые уже утратили...

Дворянское гнездо: самую «заброшенную» усадьбу Москвы восстановят в 2023 году

Пресс-служба капремонта города Москвы На северо-западе столицы продолжаются начатые летом активные работы по реставрации усадьбы Покровское-Стрешнево. Сейчас, к...

Первоначальные ценности: реставрацию столичного дворца Юсуповых начнут в 2023 году

Shutterstock/FOTODOM По словам руководителя Департамента культурного наследия Москвы (Мосгорнаследие) Алексея Емельянова, принятое на днях решение о начале комплексной...

В окружении муз: завершена реставрация петербургского особняка Румянцева

Пресс-служба ГМИ СПб В Санкт-Петербурге после масштабной реставрации для посетителей открылся особняк Румянцева. С парадного фасада памятника архитектуры...

Время и стекло: кирпичи Фальконье: технология как искусство

Антон Мастренков До 20 августа в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) будет работать выставка «Архитектура...

Динамичная архитектура – «танцующие» здания мира

«Танцующие» здания – так называют дома, которые за счет специфических форм выглядят подвижными – редкое и необычное явление...

«Правда» на продажу: «ДОМ.РФ» выставил на торги историческое здание эпохи конструктивизма

mos.ru Финансовый институт развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» предлагает повторно приобрести здание издательского комбината газеты «Правда» в Москве....

Для курорта в Приморье: объявлены результаты конкурса «РЕ:КРЕАЦИЯ»

Пресс-служба конкурса Открытый международный конкурс лучших архитектурных идей для нового круглогодичного курорта в Приморье «РЕ:КРЕАЦИЯ», о старте которого...

Если черный петух выйдет из леса: анонсирована программа фестиваля «Архстояние»-2023

пресс-служба фестиваля «Архстояние» Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области этим летом будет «Играть...

Огненная феерия: в Никола-Ленивце в марте сгорит «Черная гора»

Ежегодно в Калужской области в арт-парке Никола-Ленивец отмечается Масленица, однако предают огню здесь не традиционное чучело, а большой...

От «России» до «Британки»: здание Московского телеграфа на Тверской возвращается городу

Центральный телеграф — один из символов российской столицы, формирующий начало главной улицы города. Под знаменитым глобусом назначали свидания,...

Архитектурная подсветка современных ЖК: проблемы и решения

Все чаще в проектах жилых комплексов (ЖК) различного уровня появляется раздел «Архитектурное освещение». Считается, что оно повышает статус...

Мозаика Юга России: завершается прием работ на Всероссийский открытый фотоконкурс

Shutterstock/FOTODOM Всероссийский открытый фотоконкурс «Мозаика Юга России» стартовал в рамках масштабного проекта «Монументальная мозаика Юга России» — победителя...

Не скучно глазу: современные ДСК позволяют создавать разнообразные архитектурные решения

ФСК Понятие «индустриальная архитектура» у большинства россиян «за 30» положительных эмоций не вызывает: скучные районы с одинаковыми домами,...

Будущие достопримечательности столицы – проекты с уникальной архитектурой

Александр Авилов/ АГН “Москва” Среди десятков тысяч зданий каждой эпохи в народной памяти остаются лишь единицы. Обычно они...