• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Таким и останется: облик универмага на Красной Пресне признан городской ценностью


Mos.ru

Мосгорнаследием утвержден предмет охраны универмага на Красной Пресне (дом 48/2, строение 2) — перечень значимых исторических элементов и характеристик здания, которые в дальнейшем должны учитываться при проведении любых работ.

В предмет охраны универмага включены его местоположение и композиционная роль в структуре района, архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1929 года, включая оформление козырька над главным входом, оконных и дверных проемов. В том числе квадратные парные боковые проемы верхнего этажа, рисунок заполнения витрин и характер их расстекловки, материал и способ отделки фасадных поверхностей образца 1929 года (штукатурка по кирпичу), двухстрочная надпись рельефным рубленым шрифтом на плоскости фасада четвертого этажа (в верхней строке — «МОСТОРГ», в нижней — «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН»). Особую ценность, по мнению специалистов, представляет пространственно-планировочная структура интерьеров. В здании торговые залы расположены на каждом этаже, в единое пространство они связаны с помощью центральной трехмаршевой лестницы, рядом с которой была устроена шахта для лифта.

Кроме того, в предмет охраны вошли все конструкции и перекрытия здания. Отдельно прописано историческое функциональное назначение постройки — магазин.

Знаменитое здание на Красной Пресне вскоре отметит столетний юбилей: оно было построено в 1927-1928 годах по проекту братьев Весниных, мастеров столичного конструктивизма, проект же появился еще раньше — в 1925 году. Именно это здание стало первой конструктивистской постройкой братьев Весниных.

Архитекторы предложили лаконичную композицию фасада, используя сплошное застекление. Для здания был выделен трапециевидный участок, выходящий на площадь Краснопресненской заставы. Главный фасад здания, смотрящий на угол площади, представляет собой огромный застекленный экран-витрину, занимающий практически всю его плоскость. Огромная витрина, выходившая на площадь, должна была активно привлекать покупателей, демонстрируя преимущества новой советской торговли.

Верхний этаж здания, в котором расположились служебные помещения, закрыт глухой стеной, что позволило разместить здесь рекламную надпись «МОСТОРГ. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН».

Для того чтобы витрина не замерзала зимой и не запотевала, Веснины придумали построить 5 вентиляционных шахт, через которые постоянно циркулировал холодный воздух.

Применение стоечно-балочной конструктивной системы позволило создать на каждом из основных этажей единое пространство торгового зала.

Благодаря лаконичной конструкции магазин отлично вписался в старую застройку. При его сооружении были применены передовые по тем временам технологии экономичного строительства. В 2002 году здание реконструировала фирма «Бенеттон». Фасад-витрина был обновлен согласно первоначальному проекту Весниных, восстановлена вывеска «МОСТОРГ» в стиле 1920-х годов. Интерьеры магазина не сохранились.

Алексей ЕМЕЛЬЯНОВ, глава столичного Департамента культурного наследия:

«Универмаг на Красной Пресне — яркий пример крупного торгового сооружения нового типа, ставший первой конструктивистской московской постройкой братьев Леонида и Виктора Весниных. Его главный фасад — гигантский экран-витрина со сплошным остеклением — всегда привлекал внимание прохожих. Это здание обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения и находится под государственной охраной»

Справочно:

Архитекторы братья Леонид (1880-1933), Виктор (1882-1950) и Александр (1883-1959) Веснины большинство известных работ выполняли вместе. Еще до революции они начали продвигать в профессиональном сообществе идею рационализации и осовременивания строительства, призывая искать новые формы, отражающие изменившееся содержание общественной мысли. Их творческий коллектив окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре — конструктивизма.

Кстати:

Строительство крупных универмагов стало заметным явлением в архитектуре Москвы второй половины 1920-х годов. В то время в бывших окраинных районах строится целый ряд универмагов по инициативе Мосторга. Универмаги рассматривались как одна из форм централизации коммунально-бытового обслуживания и должны были составить конкуренцию частной торговле. Их создание давало возможность государственной и кооперативной торговле существенно уменьшить накладные расходы и снижать цены на товары. Здания универмагов стали предметом архитектурных конкурсов, их строительство нередко поручалось выдающимся мастерам, которые могли бы создать выразительные образы социально значимых объектов, соответствующих новому функциональному назначению и градостроительной роли.


Source: https://oaoo.ru/arh/takim-i-ostanetsia-oblik-ynivermaga-na-krasnoi-presne-priznan-gorodskoi-cennostu.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В ответе за идею: как видит роль архитекторов в развитии городов Сергей Кузнецов

Рустам Шагиморданов Уже почти сорок лет в России 1 июля отмечается День архитектора. И традиционно к этому празднику...

Архитектура женского рода: кому и как удалось добиться гендерного профессионального равенства

Shutterstock/FOTODOM Мария НИКОЛАЕВА, глава архитектурного бюро MAD Architects: Что общего между покорителями полярных широт, летчиками, программистами и архитекторами?...

Из истории в современность: детскую республиканскую библиотеку в Ташкенте реконструировали по проекту петербургских архитекторов

Глеб Леонов В Ташкенте завершились реконструкция пространства и переосмысление задач республиканской детской библиотеки. Авторы проекта — бюро ludi_architects...

Театральный дом: в Улан-Удэ построят здание для театра «Байкал»

theatre-baikal.ru В Улан-Удэ началось строительство здания театра «Байкал», первый камень и капсула времени были заложены в декабре прошлого...

В России открылся напечатанный на 3D-принтере отель

эко-парк «Ясно Поле» В экопарке «Ясно Поле» в Тульской области на 3D-принтере напечатали первую очередь домов для сферы...

Наследник «Окон РОСТА»: здание ТАСС могло быть другим и не на Тверском бульваре

Shutterstock/FOTODOM У «домов» известного российского информационного агентства долгая история, напрямую связанная с историей города. Даже двух. «Прадедушка» ТАСС...

Наследники конструктивизма: центр «Зотов» открылся первой выставкой

Александр Авилов/ АГН «Москва» На Ходынской улице в Москве заработала новая выставочная площадка Центр «Зотов». Его первая экспозиция...

Продлена жизнь усадебного дома: Во Владимирской области проведен капремонт деревянного дома-музея композитора С. И. Танеева

kraeved-museum.ru Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Усадебный дом Танеевых» расположен во владимирской деревне Маринино и в качестве...

Архитектурная подсветка современных ЖК: проблемы и решения

Все чаще в проектах жилых комплексов (ЖК) различного уровня появляется раздел «Архитектурное освещение». Считается, что оно повышает статус...

Мозаика Юга России: завершается прием работ на Всероссийский открытый фотоконкурс

Shutterstock/FOTODOM Всероссийский открытый фотоконкурс «Мозаика Юга России» стартовал в рамках масштабного проекта «Монументальная мозаика Юга России» — победителя...

Образование и пространство: где находится «сердце» современного учебного здания?

В прошлом году в России было построено свыше 250 новых школ, при этом типовых проектов среди них ничтожно...

А еще будет? В Санкт-Петербурге прошел первый «Архитектон»

Архитектон Свое название этот архитектурный фестиваль позаимствовал у Казимира Малевича, придумавшего термин в 1923 году. Архитектоны — это...

Оазис культуры: первый в Казахстане Музей современного искусства построят в 2024 году

На протяжении долгих лет после распада СССР в бывших союзных республиках было не до объектов культуры, тем более...

Дизайн интерьера деревянного дома: идеи и рекомендации

Shutterstock/FOTODOM Тренд последних лет – это стремление людей уехать подальше от мегаполиса и соответственно купить или построить свое...

Сибирский король конструктивизма: архитектор Борис Гордеев и его «история в камне»

Shutterstock/FOTODOM Уроженец Нижнего Новгорода, выпускник строительного факультета МВТУ имени Н. Э. Баумана Борис Гордеев проработал в столице всего...

Это все мое, родное… Возвращение моды на русский стиль в дизайне и проектировании

АГН «Москва» В последние годы в российском обществе значительно повысился интерес к русскому стилю — в дизайне одежды,...

Эксперты обсудили вопросы культурного программирования

Искусство и архитектура как средства гуманизации жилой среды стали поводом для диалога архитекторов, урбанистов, профессионалов креативных индустрий, культурных...

Самые деревянные: АРХИWOOD 2022 собрала победителей и единомышленников

АРХИWOOD В экокластере «Тринити парк. Переделки» наградили призеров премии АРХИWOOD 2022. Предварял торжественную часть фестиваль АРХИWOOD, посвященный развитию...

Как птица Феникс: новое здание ИНИОН РАН сохранило исторический облик, но стало более современным и функциональным

Сергей Киселев/ АГН «Москва» В Москве завершилось восстановление сгоревшего семь лет назад здания Института научной информации по общественным...

Пивзавод: перезагрузка: как бывшее алкогольное предприятие стало креативным пространством

Пресс-служба Группы Аквилон Для жителей мегаполисов креативные пространства, включающие памятники архитектуры, уже стали нормой. Для городов не столь...