• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Эксперты обсудили вопросы культурного программирования

Искусство и архитектура как средства гуманизации жилой среды стали поводом для диалога архитекторов, урбанистов, профессионалов креативных индустрий, культурных институций и девелоперов на ежегодном заседании дискуссионного клуба URBAN SPACE. Заседание прошло при поддержке коммуникационного агентства «Правила Общения».


Культурологическая полемика развернулась с участием директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Елизаветы Лихачевой, заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максима Кандыбайло, архитекторов Ильи Мукосея, основателя бюро mukosey : architecture/design/media, Антона Надточего, бюро «Атриум», Тимура Абдуллаева, создателя и руководителя бюро ARCHINFORM, Ивана Полисского, управляющего партнера парка «Никола-Ленивец» и представителей девелоперских компаний, меценатские устремления которых направлены на гуманизацию городской среды. Эксперты обсудили вызовы ближайшего будущего и новые потребности города, горожан, бизнеса и культурных институций.



В контексте разговора про полицентричность и устойчивое развитие городов как вызов архитектору Максим Кандыбайло сделал акцент на модернизированный транспортный каркас Москвы, который дает серьезный импульс преобразованию бывших промзон и развитию новых городских территорий, где уже прослеживается тренд на разнообразие урбанистических моделей. По его мнению, искусство также часто является совершенно необходимым в проектах редевелопмента, в которых формируются не стандартные офисные кластеры, а арт-кварталы.



«Мы хотим видеть города разными, уникальными, неповторяющимися, а значит, архитекторам и девелоперам важно работать с идентичностью каждого места без единых стандартов и универсального рецепта», – поддержал чиновника руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев. Добавив, что гармоничное развитие города – процесс совместной деятельности города и самих горожан.



Исследуя практики разных городов, застройщики, архитекторы и урбанисты стараются действовать, основываясь на простых правилах триады Витрувия, не забывая про пользу, прочность и красоту. В частности, в новой девелоперской парадигме прочно обосновались BIM технологии. За последние десять лет архитекторы в этом процессе цифровизации уже неплохо продвинулись. Они работают в метавселенных, в которых можно не только коммуницировать, организовывать архитектурные выставки, биеннале и конкурсы, но и помогать девелоперам презентовать и продавать недвижимость. «Присутствие города в метавселенной в виде цифрового двойника – это следующий этап, готовьтесь! Все там будем!» – резюмировал Антон Надточий.



Да, действительно, в наше время, когда все стремительно меняется, а стабильности остается все меньше, у девелоперов, также как у любого другого бизнеса, есть одна из насущных проблем – быстро принимать решения. И в этом им на помощь приходят цифровые технологии, считает Анастасия Морозова, генеральный директор IYNO (АЙНО). «Они могут дать бизнесу базу для принятия решений, обеспечить его данными, которые позволяют эти решения принять с открытыми глазами, без лишних барьеров и трудозатрат».


Способствовать устойчивости городского развития также может и должно искусство, сходятся во мнении эксперты. Так, стрит-арт стал еще одной темой для развернувшейся на URBAN SPACE дискуссии. На ней эксперты обсудили, как распределяются роли архитектора, художника и арт-куратора в девелоперском проекте и как арт объекты меняют городское пространство вокруг себя. Задал тему и тон дискуссии модератор секции «Культурный девелопмент» Илья Мукосей, он постарался не сводить обсуждение культуры лишь к теме архитектурного наследия или в сторону актуальной повестки городского благоустройства. Его, в первую очередь, интересовал вопрос: для чего искусство застройщикам? Как вписываются современные произведения и арт-объекты в новые девелоперские проекты?



В этом контексте Елизавета Лихачева, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина отметила, что разделять архитектуру и искусство в городе совсем не нужно. «Архитекторы создают среду, а искусство становится ее частью. При этом не бывает идеальных решений. Иногда арт-объект собирает пространство, иногда выполняет роль акцента, а порой искусство должно спорить с пространством», – считает Лихачева. Нынешний директор Пушкинского музея, а ранее архитектурного музея им. А.В. Щусева, напомнила также о том, что еще совсем недавно по меркам истории, в классическую эпоху, каких-нибудь 200 лет назад, понятия «девелопмент» вообще не существовало. Его роль выполняли частные заказчики, которые привлекали к работе зодчих. А в качестве примера она привела историю про венецианца Фреди Барбаро, который заказал для себя одному малоизвестному в то время итальянскому архитектору Палладио загородный дом, дачу. А потом, когда Палладио его построил, он позвал туда малоизвестного венецианского художника Паоло Веронезе, чтобы эту дачу расписать. В результате этого тандема получился очень известный памятник, вошедший во все учебники по архитектуре и искусству.



«Девелоперский бизнес – относительно новое явление. Он зародился в середине 19-го века. Но поначалу девелоперы строили не для того, чтобы продавать, а для того, чтобы сдавать недвижимость в аренду. И довольно быстро им стало понятно, что элементы искусства повышают стоимость и привлекательность жилья – люди с большим удовольствием платят за дом, если он эстетичный, со статуями на фасаде, латунными дверными ручками и панно из майолики на стенах. Все это, в конечном итоге, породило в эпоху модерна понятие «дизайн», когда искусство, эстетика и красота проникли даже туда, куда она никогда до этого не проникала. В какие-то абсолютно рядовые, бытовые вещи», – объясняет Лихачева.


Эта всеобщая эстетика закончилась эпохой модернизма, когда в Баухаусе провозгласили архитектуру одним из видов дизайна и сформулировали его главное качество: дизайн – это не только когда красиво, но и когда удобно.



На этих принципах сегодня строится и подход к современному девелопменту. Застройщики и урбанисты, понимая, что искусство – по сути, базовая потребность прогрессивного человека, современного горожанина, инвестируют в эстетику и красоту, благоустройство дворов и общественных пространств.



Евгения Старкова, заместитель генерального директора MR Group, уточнила, что девелоперы, формируя среду вокруг нового жилого объекта, исходят из бизнес-задачи, в первую очередь, и только во-вторую – размышляют, как сделать красиво. Поэтому всегда важно оказывать искусству последовательную поддержку, и в случае MR Group это стало частью маркетинговой стратегии компании.



По мнению архитектора Ивана Полисского, управляющего партнера парка «Николо-Ленивец», все, что делается с точки зрения создания и развития места, принято называть словом «девелопмент», а в принципе, это можно называть по-разному, но в целом, это процесс культурного программирования места.


Source: https://lib.zaplata.ru/arh/eksperty-obsydili-voprosy-kyltyrnogo-programmirovaniia.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

От гужевой повозки до электробуса: музей московского транспорта «пропишется» в гараже Мельникова

В конце 2024 года в свой новый, постоянный дом на Новорязанской улице, 27, переедет Музей городского транспорта Москвы....

Образование и пространство: где находится «сердце» современного учебного здания?

В прошлом году в России было построено свыше 250 новых школ, при этом типовых проектов среди них ничтожно...

РААСН — 30 лет! Кем пишется новая история архитектуры и градостроительства в современной России

РААСН В этом году Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) — одна из четырех государственных научных академий...

Архитектура и дизайн: что возьмем в будущее?

«Студия Luxury дизайна» В начале года все стремятся заглянуть в будущее, узнать, как будет развиваться, например, архитектура, как...

Отменить устаревшее: как формируется новая эстетика загородной жизни

источник: строительная компания «Дачный Сезон» Отказ от английского и американского стилей в архитектуре и переход к скандинавским вариантам...

Лучшее — детям: у столичных школ и садиков теперь есть свой дизайн-код

alia.moscow Московскими властями утверждены рекомендации по архитектурно-компоновочным и ландшафтным решениям для объектов инженерной инфраструктуры и объектов образования и...

Архдюжина года: названы авторы 12 самых знаковых проектов столицы

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы По уже сложившейся традиции накануне Дня архитектора Сергей Собянин вручил награды победителям Архитектурной...

Сибирский король конструктивизма: архитектор Борис Гордеев и его «история в камне»

Shutterstock/FOTODOM Уроженец Нижнего Новгорода, выпускник строительного факультета МВТУ имени Н. Э. Баумана Борис Гордеев проработал в столице всего...

Дизайн мышления: как создать креативную среду в офисе?

Поляшова Екатерина Алексей ЗАРОДОВ, партнер архитектурного бюро Syntaxis: Офис — уже давно не просто помещение для сотрудников компаний,...

История с продолжением: в Москве откроется центр изучения конструктивизма «Зотов»

Центр “Зотов” В ноябре выставкой «1922. Конструктивизм. Начало» в Москве откроется центр «Зотов» — первая в России институция,...

Наследник «Окон РОСТА»: здание ТАСС могло быть другим и не на Тверском бульваре

Shutterstock/FOTODOM У «домов» известного российского информационного агентства долгая история, напрямую связанная с историей города. Даже двух. «Прадедушка» ТАСС...

Счастливые часов не наблюдают: в Никола-Ленивце прошел ежегодный фестиваль «Архстояние»

Валерий Ларионов Темой фестиваля этого года стал вечный вопрос: «Счастье есть?» В сложные времена человеку особенно не хватает...

Адаптировать к жизни: студенты представят свои проекты реставрации усадьбы Виноградово

Shutterstock/FOTODOM В Москве стартовал ежегодный студенческий конкурс, который уже в пятый раз проходит в рамках молодежного форума «Наследие»....

Почти каждый десятый проект в столице построен с участием зарубежных архитекторов

На рынке первичного жилья Москвы сейчас представлен 31 проект от зарубежных архитекторов. В последние годы особенно часто партнерами...

«Цветок Урала» и металл: две станции Московского метрополитена получат уникальный облик

Москомархитектура Определены победители Международного конкурса на разработку облика двух станций московского метро. По решению жюри в номинации «Станция...

Устойчиво зеленый: на «АРХ МОСКВЕ» решили, каким быть современному городу завтра

Сергей Зеленцов В столице завершилась работа XXVII международной выставки архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА 2022», традиционно прошедшей в...

Кто в теремочке живет? Завершились работы по реставрации знаменитой усадьбы Шервудов

stone-development.ru После завершения всех работ по восстановлению и реставрации исторической «Городской усадьбы Шервудов» в ней расположилась штаб-квартира группы...

Производственное арт-пространство: разработан проект модернизации промышленного здания в Волжском

Даниил Анненков Архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) разработало проект обновления внешнего облика цеха Волжского трубного завода (ВТЗ). Заказчик уверен,...

Скоро все узнаем: в Арт-Парке Никола-Ленивец расскажут, что будет уже в эти выходные

пресс-служба арт-парка Никола-Ленивец Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», посвященный теме «Игра в предсказания» развернется в арт-парке Никола-Ленивец с...

От «России» до «Британки»: здание Московского телеграфа на Тверской возвращается городу

Центральный телеграф — один из символов российской столицы, формирующий начало главной улицы города. Под знаменитым глобусом назначали свидания,...