• Виктор
  • Статьи
  • 1 мин. чтения

Эксперты обсудили вопросы культурного программирования

Искусство и архитектура как средства гуманизации жилой среды стали поводом для диалога архитекторов, урбанистов, профессионалов креативных индустрий, культурных институций и девелоперов на ежегодном заседании дискуссионного клуба URBAN SPACE. Заседание прошло при поддержке коммуникационного агентства «Правила Общения».


Культурологическая полемика развернулась с участием директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Елизаветы Лихачевой, заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максима Кандыбайло, архитекторов Ильи Мукосея, основателя бюро mukosey : architecture/design/media, Антона Надточего, бюро «Атриум», Тимура Абдуллаева, создателя и руководителя бюро ARCHINFORM, Ивана Полисского, управляющего партнера парка «Никола-Ленивец» и представителей девелоперских компаний, меценатские устремления которых направлены на гуманизацию городской среды. Эксперты обсудили вызовы ближайшего будущего и новые потребности города, горожан, бизнеса и культурных институций.



В контексте разговора про полицентричность и устойчивое развитие городов как вызов архитектору Максим Кандыбайло сделал акцент на модернизированный транспортный каркас Москвы, который дает серьезный импульс преобразованию бывших промзон и развитию новых городских территорий, где уже прослеживается тренд на разнообразие урбанистических моделей. По его мнению, искусство также часто является совершенно необходимым в проектах редевелопмента, в которых формируются не стандартные офисные кластеры, а арт-кварталы.



«Мы хотим видеть города разными, уникальными, неповторяющимися, а значит, архитекторам и девелоперам важно работать с идентичностью каждого места без единых стандартов и универсального рецепта», – поддержал чиновника руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев. Добавив, что гармоничное развитие города – процесс совместной деятельности города и самих горожан.



Исследуя практики разных городов, застройщики, архитекторы и урбанисты стараются действовать, основываясь на простых правилах триады Витрувия, не забывая про пользу, прочность и красоту. В частности, в новой девелоперской парадигме прочно обосновались BIM технологии. За последние десять лет архитекторы в этом процессе цифровизации уже неплохо продвинулись. Они работают в метавселенных, в которых можно не только коммуницировать, организовывать архитектурные выставки, биеннале и конкурсы, но и помогать девелоперам презентовать и продавать недвижимость. «Присутствие города в метавселенной в виде цифрового двойника – это следующий этап, готовьтесь! Все там будем!» – резюмировал Антон Надточий.



Да, действительно, в наше время, когда все стремительно меняется, а стабильности остается все меньше, у девелоперов, также как у любого другого бизнеса, есть одна из насущных проблем – быстро принимать решения. И в этом им на помощь приходят цифровые технологии, считает Анастасия Морозова, генеральный директор IYNO (АЙНО). «Они могут дать бизнесу базу для принятия решений, обеспечить его данными, которые позволяют эти решения принять с открытыми глазами, без лишних барьеров и трудозатрат».


Способствовать устойчивости городского развития также может и должно искусство, сходятся во мнении эксперты. Так, стрит-арт стал еще одной темой для развернувшейся на URBAN SPACE дискуссии. На ней эксперты обсудили, как распределяются роли архитектора, художника и арт-куратора в девелоперском проекте и как арт объекты меняют городское пространство вокруг себя. Задал тему и тон дискуссии модератор секции «Культурный девелопмент» Илья Мукосей, он постарался не сводить обсуждение культуры лишь к теме архитектурного наследия или в сторону актуальной повестки городского благоустройства. Его, в первую очередь, интересовал вопрос: для чего искусство застройщикам? Как вписываются современные произведения и арт-объекты в новые девелоперские проекты?



В этом контексте Елизавета Лихачева, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина отметила, что разделять архитектуру и искусство в городе совсем не нужно. «Архитекторы создают среду, а искусство становится ее частью. При этом не бывает идеальных решений. Иногда арт-объект собирает пространство, иногда выполняет роль акцента, а порой искусство должно спорить с пространством», – считает Лихачева. Нынешний директор Пушкинского музея, а ранее архитектурного музея им. А.В. Щусева, напомнила также о том, что еще совсем недавно по меркам истории, в классическую эпоху, каких-нибудь 200 лет назад, понятия «девелопмент» вообще не существовало. Его роль выполняли частные заказчики, которые привлекали к работе зодчих. А в качестве примера она привела историю про венецианца Фреди Барбаро, который заказал для себя одному малоизвестному в то время итальянскому архитектору Палладио загородный дом, дачу. А потом, когда Палладио его построил, он позвал туда малоизвестного венецианского художника Паоло Веронезе, чтобы эту дачу расписать. В результате этого тандема получился очень известный памятник, вошедший во все учебники по архитектуре и искусству.



«Девелоперский бизнес – относительно новое явление. Он зародился в середине 19-го века. Но поначалу девелоперы строили не для того, чтобы продавать, а для того, чтобы сдавать недвижимость в аренду. И довольно быстро им стало понятно, что элементы искусства повышают стоимость и привлекательность жилья – люди с большим удовольствием платят за дом, если он эстетичный, со статуями на фасаде, латунными дверными ручками и панно из майолики на стенах. Все это, в конечном итоге, породило в эпоху модерна понятие «дизайн», когда искусство, эстетика и красота проникли даже туда, куда она никогда до этого не проникала. В какие-то абсолютно рядовые, бытовые вещи», – объясняет Лихачева.


Эта всеобщая эстетика закончилась эпохой модернизма, когда в Баухаусе провозгласили архитектуру одним из видов дизайна и сформулировали его главное качество: дизайн – это не только когда красиво, но и когда удобно.



На этих принципах сегодня строится и подход к современному девелопменту. Застройщики и урбанисты, понимая, что искусство – по сути, базовая потребность прогрессивного человека, современного горожанина, инвестируют в эстетику и красоту, благоустройство дворов и общественных пространств.



Евгения Старкова, заместитель генерального директора MR Group, уточнила, что девелоперы, формируя среду вокруг нового жилого объекта, исходят из бизнес-задачи, в первую очередь, и только во-вторую – размышляют, как сделать красиво. Поэтому всегда важно оказывать искусству последовательную поддержку, и в случае MR Group это стало частью маркетинговой стратегии компании.



По мнению архитектора Ивана Полисского, управляющего партнера парка «Николо-Ленивец», все, что делается с точки зрения создания и развития места, принято называть словом «девелопмент», а в принципе, это можно называть по-разному, но в целом, это процесс культурного программирования места.


Source: https://oaoo.ru/arh/eksperty-obsydili-voprosy-kyltyrnogo-programmirovaniia.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Приведения, конфеты и высокие технологии: обычная история необычного дворца в Рамони

Shutterstock/FOTODOM Дворец Ольденбургских — уникальное место и для тех, кто интересуется строительством, и для любителей истории, и для...

Висячие сады: в Дубае предлагают построить заоблачное «зеленое» кольцо

archdaily.com Архитектурное бюро ZN Era из ОАЭ представило проект небоскреба под названием Downtown Circle, который планируется построить в...

И ресторан на крыше: в Москве отреставрируют самый ранний проект Константина Мельникова

МИРА центр Начались работы по реставрации здания конторы Новосухаревского рынка, спроектированной архитектором Константином Мельниковым. Это его самая ранняя...

Необычная архитектура: топ-7 зданий в форме кристалла

В Новой Москве летом этого года было завершено строительство первого в России здания в форме черного кристалла. Многофункциональный...

Самые высокие строящиеся здания Европы

В начале 2024 года в Европе строится 11 небоскребов-гигантов высотой более 200 метров. Как правило, эти объекты выделяются...

Жизнь в памятнике: закон о капремонте ОКН должен решить вопросы взаимоотношений собственников и источника финансирования

Антон Кардашов/ АГН «Москва» Проблема капитального ремонта, восстановления и реставрации многоквартирных домов, обладающих признаками архитектурного и культурного наследия,...

Адаптировать к жизни: студенты представят свои проекты реставрации усадьбы Виноградово

Shutterstock/FOTODOM В Москве стартовал ежегодный студенческий конкурс, который уже в пятый раз проходит в рамках молодежного форума «Наследие»....

А еще будет? В Санкт-Петербурге прошел первый «Архитектон»

Архитектон Свое название этот архитектурный фестиваль позаимствовал у Казимира Малевича, придумавшего термин в 1923 году. Архитектоны — это...

С пользой для дела: с 22 по 25 мая в столице пройдет XXIX Международная выставка-форум архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы В этом году участников и посетителей мероприятия ждет большая насыщенная программа: просветительские и...

Мосфильм! Построили! «Мотор!» Завершено строительство нового киноконцертного комплекса и самого большого в России съемочного павильона

Антон Мастренков Киноконцерн «Мосфильм» в последние годы активно развивается: еще в начале июля 2019 года было выдано разрешение...

«Окна-картины»: фасады нового корпуса Третьяковки украсили репродукциями шедевров русских художников

АГН «Москва» В мае Третьяковская галерея отметила день рождения — 166 лет назад Павел Третьяков приобрел первые полотна...

РААСН — 30 лет! Кем пишется новая история архитектуры и градостроительства в современной России

РААСН В этом году Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) — одна из четырех государственных научных академий...

Зачем нужны балконы москвичам

В последние годы среди новостроек стало все меньше проектов с балконами или лоджиями. Причина проста – плоский фасад...

«Правда» на продажу: «ДОМ.РФ» выставил на торги историческое здание эпохи конструктивизма

mos.ru Финансовый институт развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» предлагает повторно приобрести здание издательского комбината газеты «Правда» в Москве....

Между искусством и наукой: журналистам показали новую «Бауманку»

Александр Авилов/ АГН «Москва» В сентябре в Москве открылся целый город для студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана...

Пивзавод: перезагрузка: как бывшее алкогольное предприятие стало креативным пространством

Пресс-служба Группы Аквилон Для жителей мегаполисов креативные пространства, включающие памятники архитектуры, уже стали нормой. Для городов не столь...

Архитектурная подсветка современных ЖК: проблемы и решения

Все чаще в проектах жилых комплексов (ЖК) различного уровня появляется раздел «Архитектурное освещение». Считается, что оно повышает статус...

В окружении муз: завершена реставрация петербургского особняка Румянцева

Пресс-служба ГМИ СПб В Санкт-Петербурге после масштабной реставрации для посетителей открылся особняк Румянцева. С парадного фасада памятника архитектуры...

Игра света – новостройки с самой необычной иллюминацией

В сентябре 2023 года электросетевой холдинг, обеспечивающий электроснабжение потребителей в московском регионе, начал оказывать услуги по оформлению художественно-архитектурной...

Наследники тучерезов: высотное строительство как признак технологического прогресса

Shutterstock/FOTODOM В прошлом году в Москве был анонсирован проект самого высокого в столице 400-метрового небоскреба у моста «Багратион»....